Оправдание перед Богом решает нашу самую большую проблему

Джон Пайпер

Прежде чем привести библейские доказательства этого утверждения, позвольте мне показать, как даже самые яркие грани бриллианта-Евангелия могут настолько сильно приковать к себе наше внимание, что мы не заметим славы Божьей, явленной в цельности всего бриллианта.

Возьмем, например, оправдание. Найдется не так много аспектов Евангелия, которые лично для меня важнее этой истины. Я написал целую книгу, в которой рассказал, почему эта доктрина является сердцем Евангелия и почему главенствующее положение в ней занимает праведность Христа, которая вменяется нам по вере, независимо от дел закона . Не буду сейчас отстаивать эту точку зрения, но лишь процитирую слова некоторых уважаемых авторов. Например, Дж. Берковер писал: «Выражение Божественного оправдания касается самого сердца жизни человека, его отношений с Богом. Оно определяет проповедь Церкви, наличие и рост в жизни по вере. Оно является источником безопасности человека и его перспективой на будущее».

Самая большая нужда человека, на которую отвечает Евангелие — это дар оправдания. Мы не просто отделены от Бога — мы пожинаем Его гнев (Ин. 3:36; Рим. 1:18; 5:9; Гал. 3:10). А это значит, что нам необходимо изменить Божье отношение к нам, виной которому — человеческий грех (Рим. 3:23). Но мы не можем самостоятельно изменить отношение Бога к нашим персонам, равно как и самолично избавиться от долгов. «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс. 48:8). Поэтому по Своей великой милости Бог вмешался и позволил Христу пролить кровь, чтобы отвратить Свой гнев от людей (Рим. 3:25). Христос принял на Себя проклятие, которое должно было пасть на нас (Гал. 3:13). «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» (1 Петр. 2:24).

ВЕЛИКИЙ ОБМЕН

Одновременно с тем, как Он принял на Себя наши грехи, мы приняли Его праведность. Это назвали «великим обменом». Дж. А. Пакер пишет: «Судья провозглашает виновных грешников свободными от наказания и праведными в Его глазах. Великий обмен — не юридическая выдумка, не арбитражная прихоть, не просто игра слов со стороны Бога, а дорогостоящая сделка» . Библейское подтверждение великого обмена содержится в 2 Кор. 5:21: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».

Таким образом, у оправдания есть две стороны: устранение греха благодаря тому, что Христос понес наше проклятие, и провозглашение нас праведными, потому что мы во Христе, и Его праведность становится нашей . Поэтому Ж. Кальвин дает оправданию следующее определение: «Благосклонность, с которой Бог принимает нас под Свое покровительство как праведников. И мы утверждаем, что благодаря оправданию мы получаем прощение грехов и вменение нам праведности Христа» . Подобным образом и М. Лютер (который называл доктрину оправдания критерием, по которому можно определить, стоит церковь или падает ) подтверждал оба эти аспекта оправдания: «Христос взял на Себя все наши грехи и умер за них на кресте» и «они праведны, потому что поверили во Христа, Чья праведность покрывает их и вменяется им».

Итак, протестанты воспринимают доктрину оправдания (только по благодати, только по вере, только на основании крови и праведности Христа, только для славы Божьей, только так, как об этом говорится в единственном авторитетном источнике вероучения, Писании) как «сердце евангельской вести» . Я согласен с таким мнением. Я с восторгом называю оправдание «сердцем Евангелия». Но образные выражения («сердце» или «центр») довольно двусмысленны. Что они означают? Говоря слово «сердце», я имею в виду, что оправдание снимает главную проблему в отношениях между Богом и человеком (см. выше) и, таким образом, становится основанием для получения всех остальных даров Евангелия.

Это придает особую остроту основному вопросу этой книги: почему оправдание является благой вестью? Что такого хорошего в оправдании только верой? Или почему Евангелие, в сердце которого располагается тезис об оправдании верой, является благой вестью? Сейчас этот вопрос очень редко задается, потому что нам, получившим прощение грехов, оправдание преступлений, достойных смерти; нам, кому вменена праведность перед святым Богом, все это приносит столько радости, что кажется неуместным задавать вопрос: почему оправдание является благой вестью?

Но я уверен, что мы должны задавать этот вопрос во всеуслышание. Потому что ответ на него чрезвычайно важен. Каждый человек должен ответить на вопросы: «Почему для меня благой вестью является прощение грехов?», «Почему для меня благой вестью является оправдание перед Судьей Вселенной?» Эти вопросы нужно задавать потому, что на них можно услышать «библейские» ответы, в которых игнорируется самый драгоценный дар — Бог. Кто-то может ответить: «Для меня прощение является благой вестью потому, что я не хочу идти в ад». Другой ответит: «Прощение радует меня, потому что жить с нечистой и порочной совестью — невыносимо, и я испытываю огромное облегчение, веря, что мои грехи прощены». Третий скажет: «Я хочу пойти на небеса». Но затем обязательно нужно спросить, почему они хотят пойти на небеса. И они ответят: «Потому что иначе я буду испытывать боль и мучения». Или: «Потому что там моя покойная жена». Или: «Потому что там будут новые небеса и новая земля, где наконец-то воцарятся справедливость и красота».

Что же нас не устраивает в этих ответах? Естественно, никому не хочется идти в ад. Прощение действительно успокаивает нечистую совесть. На небесах мы воссоединимся с нашими любимыми, которые умерли во Христе, спасемся от мук ада и будем наслаждаться справедливостью и красотой новой Земли. Все это верно. Но в них не прослеживается человеческое отношение к Богу как к окончательному и величайшему благу Евангелия. В них не выражается огромное желание быть с Богом. В них Бог даже не упоминается! Говорится только о Его дарах. Да, эти дары очень ценны, но они несравнимы с Божьим присутствием. И они не являются составной частью благой вести, если к Самому Богу не относятся как к самому великому дару Евангелия. Таким образом, если Бога не ценить и не считать наивысшим даром Евангелия, то ни один из Его даров не будет являться для человека благой вестью. А если относиться к Богу как самому ценному и наивысшему дару Евангелия, тогда можно будет наслаждаться и всеми остальными, меньшими дарами.

Оправдание не самодостаточно, равно как и прощение грехов, вменение в праведность, избавление от ада и вхождение на небеса, освобождение от болезней, избавление от зависимости, вечная жизнь, справедливость, милость и красота мира, в котором нет боли и страданий. Ни одна из этих граней бриллианта-Евангелия не является самым главным даром и наивысшей целью Евангелия. Этим даром является лишь созерцание Самого Бога и наслаждение Его присутствием, постепенно преображаясь в образ Его Сына, чтобы еще больше радоваться бесконечной Божьей красоте и проявлять ее в себе.

 

Джон Пайпер, Бог и есть Благая весть, Copyright © 2007

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий