Российские средства массовой информации – основной ресурс становления гражданского общества


Выдержки из Доклада, подготовленного Советом экспертов Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по проблемам национальной безопасности, Москва, 2012 г

 

В России сегодня зарегистрировано более 94 тысяч средств массовой информации. Однако в свет выходит значительно меньшее количество изданий и программ: по экспертным данным, в нашей стране немногим меньше десяти тысяч газет и около семи тысяч журналов. При этом доля независимых СМИ в информационном поле за последние годы значительно уменьшилась. Местные власти активно концентрируют масс-медиа в своих руках. Во многих регионах газеты и телекомпании объединяются в крупные холдинги, при этом их финансирование из региональных бюджетов увеличивается. Учредителями большинства региональных и до 80% муниципальных газет выступают органы региональной и муниципальной власти, что отражается на редакционной политике изданий и на их экономической независимости. По подсчетам Министерства финансов, из государственного бюджета в 2011 – 2013 годах на СМИ будет потрачено 174 млрд руб.

Стремление к опеке над СМИ вполне естественно для российской политической власти, оказавшейся в новых условиях. Как в центре, так и на местах российская власть озабочена созданием и поддержанием в рабочем состоянии надежных и упорядоченных каналов коммуникации с обществом и прессой как рупором общественных настроений. В какой-то степени это можно назвать попыткой наладить диалог с российским обществом, чем и объясняется возникновение в последние годы различных инициатив, определяющих контуры присутствия государства в сфере массовой информации. Это создание комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи в Государственной Думе Федерального Собрания, принятие Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, внедрение в практику различных государственных программ, осуществляемых на разных уровнях ответственности («Электронная Россия», «Электронное правительство» и т.д.), появление объединений, призванных нормализовать взаимоотношения государства и общества (на федеральном уровне это Гражданский Союз, «Медиа-Союз» и др.), а также создание Общественного телевидения.

По результатам исследования ВЦИОМ, центральное телевидение остается самым массовым источником информации для россиян и основным средством воздействия на общественное сознание: его используют 98% жителей современной России. На втором месте – региональное, местное телевидение (87%). Далее следуют региональная (71%) и центральная пресса (70%). Интернет в качестве источника информации предпочитают 60% россиян, центральное и местное радио – 57% и 54% соответственно. Наименее востребованными оказались зарубежные СМИ (42%).

В последние годы растет востребованность Интернета: доля пользователей сети с 2008 по 2011 гг. выросла с 49% до 60%. Сокращается аудитория местного телевидения (с 92% до 84%), центральной (с 81% до 70%) и региональной прессы (с 80% до 71%), а также радио, как федерального (с 65% до 57%), так и местного (с 60% до 54%). Таким образом, телевидение остается сегодня основным источником информации о событиях в России и мире. Школьники, учащиеся техникумов и вузов также в качестве ведущего источника информации о событиях в России и в мире выбирают центральное телевидение (так заявили от 73% до 81% молодых людей). Интернет используют от 62% до 70% молодых людей.

При этом уровень доверия к большинству источников информации в течение последних лет снижается: в первую очередь, это касается телевидения – как центрального (с 75% до 69% за два года), так и местного (с 67% до 56%). Меньше становится тех, кто не сомневается в правдивости центральной и региональной прессы (с 52% до 42%), центральному (с 45% до 35%) и местному радио (с 39% до 30%). Единственный источник информации, степень доверия к которому растет – Интернет (с 27% до 35%).

Однако среди всего населения России, по данным Росстата, только 19% имеют компьютер; владеют навыками работы на компьютере 38%. Эти показатели демонстрируют, что проникновение Интернета в стране пока невелико, а его значимость влияния на умонастроения людей преувеличена.

В Национальной стратегии противодействия коррупции фактически отсутствует упоминание роли СМИ как важнейшего средства борьбы с этим общественным злом, несмотря на традиционно высокую роль журналистских расследований в обнаружении и пресечении коррупционных схем. Такая форма взаимоотношений власти со СМИ не позволяет последним выступать в роли рупора общественного мнения, отсекает важный канал обратной связи власти и общества. В результате взаимодействие гражданского общества и традиционных СМИ нарушено. Все явственнее становится наметившаяся ранее тенденция – активная часть общества переходит в Интернет и отдает предпочтение неофициальным электронным информационным ресурсам.

rud.exdat.com

Добавить комментарий