Выдающийся проповедник Слова Божьего Дуайт Муди


Дуайт Муди принадлежит к числу выдающихся проповедников Слова Божьего XIX столетия. Его проповедническая деятельность сопровождалась особым благословением Божьим. Она ознаменовалась обращением многих грешников к Спасителю. Вот почему мы считаем полезным ознакомить хоть вкратце наших читателей с его жизнью и деятельностью.

1. Дуайт Муди родился в г. Нортфильде в штате Массачусетс 5 февраля 1837 года. Отец его умер, когда ему было только 4 года. У матери на руках осталось 9 детей. Ей пришлось переживать очень тяжелые дни, но она была глубоко верующая женщина и потому с упованием на Господа радостно выполняла свой долг в отношении детей. Она ежедневно читала с детьми Слово Божье и молилась.

Но у Дуайта в детские годы проявлялись совсем нежелательные черты характера. Он был слишком резв, груб и непослушен; учился плохо и даже чуть было не был исключен из училища. На 18м году жизни он отправился в г. Бостон, ища себе места или занятия.

Здесь после нескольких затруднений он нашел место приказчика в одном из магазинов. Посещая воскресную школу и одну из церквей, он сначала оставался равнодушен к проповедям, но вскоре Дух Божий стал в нем работать. Он стал молиться Богу, хотя изредка. Ему стали приходить на память слова матери.

Однажды учитель воскресной школы, которую он посещал, зашел к нему в магазин. Положив дружески руки ему на плечи, он спросил, не хочет ли он отдать сердце Христу. Этот вопрос пробудил Муди. Он начал искать Спасителя серьезно и вскоре получил уверенность в прощении своих грехов и принятии Богом в число Его детей. Много лет спустя после того он говорил: «Даже теперь я чувствую прикосновение его руки».

С увлечением, присущим его характеру, молодой Муди стал говорить в собраниях о том, что Бог сделал для его души.

Вскоре он переехал в Чикаго, где также поступил на должность приказчика. Здесь он присоединился к общине конгрегационалистов. Вместе с тем он предался работе благовестил, стал посещать трущобы, проповедовать на улицах, раздавать брошюры и т. п. Он основал воскресную школу. При этой школе была устроена школа грамотности. Но в обеих школах главной задачей было стремление приводить души ко Христу. Слова Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мтф. 6, 33) были положены в основу школьных программ. При таком взгляде на вещи Муди мало обращал внимания на изучение географии и археологии Библии, но с особенным усердием старался запечатлеть в умах детей благую весть Сына Божьего. Такая постановка обучения в школах была вполне естественна со стороны человека, который ничего не знал, кроме Христа и притом распятого. В этот период своей жизни Муди не имел и не читал ни одной книги, кроме Нового Завета. Он горел желанием приобретения познания, но его мысль была обращена главным образом к вопросу, как работать для Христа.

И действительно он достиг таких успехов в деле Божьем, привлекая к Слову Божьему толпы слушателей (в то время, как многие церкви пустели), что к нему в собрание приходили высокообразованные пасторы с желанием послушать его и понять, откуда у него такая сила влияния на массы.

В Писании сказано: «…мудрый привлекает души» (Прит. 11, 30), и эту именно мудрость хотел приобрести Муди.

2. Посещая дома, устраивая собрания и проповедуя в них, Муди постоянно говорил о том, что нужнее всего человеческой душе, т. е. о ее спасении.

Чтобы лучше понять его работу, приведем два случая из этого периода его жизни. Однажды вечером в воскресенье Муди с товарищем отправился в один кабак, где разгул был в полном разгаре; они попросили разрешения раздать брошюры людям, сидевшим и пившим за столиками в зале. Сделав это, они вступили в беседу с кабатчиком и вскоре узнали от него, что его родители верующие христиане. «Знают ли они, что вы продаете водку?» — спросили они кабатчика. Тот призадумался, промолчал. По-видимому, вопрос произвел на него сильное впечатление. Муди и товарищ сказали ему несколько любезных слов и, пожелав спокойной ночи, ушли. Но по дороге один из них, словно угадывая мысль товарища, сказал: «Знаешь, ведь мы забыли исполнить одну нашу обязанность: мы должны вернуться и помолиться с этим человеком». Они возвратились, вошли в кабак, извинились перед кабатчиком за то, что забыли помолиться с ним о нем же, и, преклонив колени прямо на грязном полу, стали молиться, причем Муди, по-видимому, был особенно вдохновлен от Духа Божьего. Две недели спустя этот человек сообщил им, что он совершенно отказался от своего ремесла и выпивки и что он лучше умрет в ночлежном доме, чем будет продавать спиртные напитки.

Другой случай был такой:

Муди сообщили, что есть семья, в которой дети желали бы посещать воскресную школу, но отец, неверующий человек, продавец спиртных напитков, не позволяет им этого.

Муди отправился посетить его. Но тот немедленно изгнал его. Он заходил еще несколько раз, но всегда его прогоняли с ругательством. «Я лучше предпочту, чтобы сын мой стал вором и моя дочь публичной женщиной, чем позволить вам сделать из моих детей идиотов и христиан»,— говорил этот несчастный человек. Но Муди не оставлял своих стараний и однажды, посетив этого человека и увидев, что он в сравнительно лучшем состоянии духа, чем обыкновенно, спросил его, читал ли он когда-либо Новый Завет. Кабатчик ответил ему отрицательно и в свою очередь спросил Муди, читал ли он когда-либо «Скалу Разума» (Пейна). Получив от Муди тоже отрицательный ответ, кабатчик согласился прочитать Новый Завет, если только Муди прочитает «Скалу Разума». На это Муди согласился, имея в виду, что таким путем ему представился случай побудить человека читать Новый Завет.

Прочитав «Скалу Разума», Муди пришел к кабатчику и спросил его, как он подвигается с Новым Заветом. Но встретил целый поток возражений.

—    Послушайте, молодой человек,— сказал тот,— вы приглашаете меня и мою семью к вам на собрание, но вы ведь можете устроить собрание здесь, сейчас же, если вам угодно.

—    Как? Вы позволяете мне проповедовать здесь, в этом заведении?

Да!

—    И вы приведете вашу семью и позволите мне позвать соседей?

—    Да! Но имейте в виду, что не все вы будете говорить, но я и мои друзья тоже скажем кое-что.

—    Хорошо, даю вам 45 минут, а мне дайте 15 минут.

Было назначено время для собрания, но когда Муди возвратился, оказалось, что все перешли в соседний дом, где нашелся более просторный зал. Когда Муди пришел туда, он нашел там огромную толпу атеистов и богохульников.

—    Начинайте вы,— сказал Муди.

Они начали задавать вопросы.

—    Никаких вопросов! — сказал Муди. — Я пришел не спорить с вами, а проповедовать вам Христа. Начинайте говорить что вам угодно, а потом буду говорить я.

Тогда они начали говорить один за другим, но вскоре между ними поднялся спор, который, по-видимому, грозил перейти в свалку.

—    Тише! Ваше время истекло,— сказал Муди. — Я привык начинать мои речи молитвой! Будем молиться!

—    Погодите! Погодите! — закричал один. — Нет пользы в вашей молитве. Кроме того, в вашей Библии сказано, что «если двое согласятся», тогда должно молиться, а вы — только один.

Не возражая на это неправильное толкование, Муди ответил, что прежде чем он кончит, может быть, кто-нибудь из них почувствует желание молиться. И он воззвал к Господу.

Когда он кончил, неожиданно начал молиться маленький мальчик, который был обращен в воскресной школе Муди и теперь пришел с ним в это странное собрание. Его детский голос и простосердечная вера привлекли сразу всеобщее внимание. В своей молитве он говорил Господу об этих людях, прося помочь им уверовать в Иисуса Христа. Детская простая молитва не прошла бесследно. Торжественное умиление охватило сердца. Все оказались с заплаканными глазами. Но вскоре как будто страх охватил всех; они начали выходить то через одну, то через другую дверь. Получалась картина бегства.

Результатом этого собрания было то, что дети неверующих родителей стали с того дня посещать воскресную шкоду. Вскоре и сам споривший отец, присутствуя на одном собрании, попросил молиться о его несчастной душе.

3. Работая таким образом, Муди продолжал свое дело воскресной школы и проповеди. В скором времени явилась необходимость в устройстве постоянного помещения для собраний, которое и было построено на улице Иллинойс в Чикаго.

Проповедуя в собраниях, Муди не упускал ни малейшего случая благовествовать о Христе или сделать добро нуждающимся.

Следующий факт хорошо освещает деятельность Муди.

Один неверующий доктор в Чикаго однажды сказал: «Я не верю Муди, он — шарлатан». Но несколько времени спустя, он навестил человека, в присутствии которого так резко выразился, и сказал:

«Я заявил вам однажды, что не верю Муди. Теперь я пришел сказать, что мое мнение изменилось».

На вопрос, что заставило его изменить свой взгляд, он рассказал следующее:

«На днях меня позвали к умирающей женщине, которая вела распутную жизнь. Она отдала мне часы и бриллианты и просила меня переслать их ее единственной дочери, которую она не видела много лет и местожительство которой должно быть известно Муди. Я достал адрес ее, написал ей письмо. Она приехала, удостоверила личность и получила вещи, оставшиеся от матери. Ее привлекательная наружность заинтересовала меня, и я спросил, как смогла она избежать такой жизни, какую вела ее мать?

«Когда я была маленькой девочкой,— сказала она,— Муди упросил мою мать отдать меня в его воскресную школу. Потом с согласия матери Муди отослал меня к родным, которые приняли меня и воспитали как родную дочь. Я выросла в христианском семействе. За это я должна благодарить Господа и Муди».

«Да, этот человек,— закончил доктор,— должно быть искренний христианин».

4. Муди не имел какого-либо научного образования, и поэтому некоторые из его друзей хотели направить его на широкий путь изучения наук. Но Провидению было угодно направить его стремление к изучению несравненно высшей науки, а именно, в сторону более глубокого изучения самого Св. Писания. Под влиянием английского проповедника Мургауза он усвоил новый способ изучения Библии, который можно назвать предметным и сравнительным. По этому способу, обычно, выбирают отдельные предметы и освещают все их стороны при помощи сравнения с другими текстами Библии, относящимися к ним.

Отсюда возникли «Библейские чтения», которые устроил в Чикаго Муди и которые пользовались большим успехом. Эти чтения состоят из внимательной и систематической (последовательной) группировки текстов, относящихся к одной какой-либо центральной истине, которая живо запечатлевалась на душе и в сердце.

Этот способ изучения Библии при помощи самой Библии оказался чрезвычайно плодотворным. Впоследствии Муди основал в Чикаго особую библейскую школу, в которой изучение Библии велось по этому способу. Эта школа помогла многим проповедникам Слова Божьего в углублении в истины Христа и Его мудрость.

5. Бог дал Муди много сотрудников. В числе их особенно замечателен Давид Сэнки, который родился в 1840 году в Эдинбурге в Шотландии. Сэнки имел особый дар к пению и музыке. Впоследствии он сопровождал Муди в его поездках по Америке и Европе. Муди проповедовал, Сэнки пел духовные песни, из которых многие были сочинены им самим и собраны впоследствии в одну книгу, известную под его именем. Пение Сэнки было приятно и производило сильное впечатление на слушателей.

Сэнки обратился ко Христу в ранние годы.

Путешествия Муди с Сэнки сопровождались большим успехом. Они были причиной почти стихийного пробуждения в Англии. За одну поездку в 1875—76 годах в одном только Лондоне обратилось к Господу в собраниях Муди и Сэнки не менее 10000 душ. К концу жизни Сэнки ослеп, но все-таки продолжал славить Господа.

6. Муди умер в 1899 г. После него осталось учреждение, называемое библейским институтом, в котором получают практическую подготовку благовестники Слова Божьего. Этот институт затем находился под руководством Дра Торрея.

Но помимо этого после Муди остались славные плоды его деятельности в лице многих тысяч душ, обращенных к Господу под влиянием его проповедей. Он говорил некнижным, простым, почти народным языком. Его проповеди изобиловали яркими примерами из жизни.

Здесь приведем отрывок из одной его проповеди:

—    Многие стремятся достигнуть почести и богатства. Спасение в тысячу раз более ценная вещь, но вы не получите его таким путем. Бог установил только одну цену для спасения. Вы хотите знать какую? Никакой цены, никаких денег. Люди, продающие что-либо с аукционного торга, испытывают часто затруднения в том, чтобы довести публику до такой высокой цены, какая желательна для продающих, но Бог встречает другое затруднение в том, чтобы люди приняли Его низкую цену. «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная». Кто хочет иметь этот дар сегодня же?

Положим, я шел бы по улице и увидел бы такую картину: стоит оборванный и грязный нищий, по улице проходит наследник престола с мешками золота, которое он раздает направо и налево. Но вот, нищий, заметив наследника престола с золотом, бросается бежать от него вместо того, чтобы протянуть руку и получить от него. Что бы мы сказали? Не правда ли, мы должны были сказать, что он сумасшедший?

Но, грешник, твое положение именно таково! Наследник Вечного престола, твой Спаситель, хочет дать тебе жизнь вечную, а ты бежишь от Него!..

 

Вестник истины, 4 1984

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий