Бенедикт Нурсийский – родоначальник западного монашеского движения


Лейн Т.

Устав для монахов

 

Единственный источник биографических сведений о Бенедикте — это «Диалоги» папы «Григория I. Бенедикт родился приблизительно в 480 году в Нурсии, в Центральной Италии. Он отправился изучать науки в Рим, но был поражен тамошним низким нравственным уровнем. После этого он удалился от мира, приблизительно в 500 году, став отшельником. В свое время к нему присоединились еще люди, и он основал несколько небольших монастырей в той местности. В 529 году он был вынужден покинуть это место и переехать вместе с некоторыми своими учениками в Мон-те-Кассино, где основал монастырь. Там он оставался до самой своей смерти.

Бенедикта помнят в основном за его «Устав». В своем труде он^ опирался на работы предшественников: Василия Великого (одного из *каппадокийских отцов), Иоанна Кассиана Марсельского и в особенности на ранний «Устав руководителя», из которого он заимствовал особенно много материала. Однако это не лишает оригинальности работу Бенедикта. Он переосмыслил первоисточники и создал труд исключительной гениальности, один из наиболее влиятельных документов в европейской истории. В первое время он не очень широко использовался, однако в восьмом веке Бенедикт Анианский помог его широкому распространению. В 817 году собор в Аахене, столице империи Карла Великого, сделал «Устав» Бенедикта официальным документом для всех монахов. Несмотря на то, что «Устав» был принят повсеместно, он не был единственным в своем роде. Монашество в различные времена опиралось и на другие источники откровения.

«Устав» Бенедикта сочетает в себе лаконичность с широтой охвата различных проблем. Бенедикт придерживался политики умеренности. Монастырь видится ему семьей, в которой настоятель выполняет роль отца. Аскетизм должен быть умеренным. Жизнь монаха не должна слишком отличаться от жизни современного ему крестьянина. Оставлялось даже место для некоторых человеческих слабостей. Бенедикт подходил реалистично к людям: целая глава посвящена увещеванию монахов не бить друг друга.

Центральной темой «Устава» было послушание. Монах должен подчинить себя послушанию Христу, «Уставу» и настоятелю, указания которого он должен принимать как от Самого Бога. Послушание — первый шаг к смирению. Это должно быть послушание от всего сердца, без медлительности, холодности, ворчания или неохоты.

У монаха должно было быть три главных вида деятельности: физический труд, «божественное» чтение (чтение и размышления над Библией и другими духовными трудами) и «труд Божий» (литургия).

Вот лишь несколько выдержек из глав из этого Устава Бенедикта Нурсийского.

Глава 7

Порок частного владения должен быть искоренен из монастыря. Никто не должен получать или отдавать что-либо без согласия настоятеля и не хранить ничего собственного: книг, дощечек для письма, перьев и ничего другого.

Глава 33

Лень — враг души, и поэтому в определенное время братья должны заниматься физическим трудом или чтением духовных писаний.

Глава 48

Все гости должны приниматься как Сам Христос… Когда прибывают они или отъезжают, почести Христу (Которого поистине принимают как гостя) должны оказываться с помощью наклона головы или даже распростершись перед ними на земле.

Глава 53

Мы написали это правило для того, чтобы, сохраняя его в монастыре, мы могли бы показать себя как имеющие некоторые добродетели и начатки святости. Те же, кто стремится к святой жизни, должны читатьучение святых Отцов… Кто бы ты ни был, спешащий к небесной стране, соблюдай, с помощью Христа, это небольшое правило для начинающих. В конце концов, с защитой Божьей, вы прибудете к величественным вершинам доктрины и добродетели, которую описали мы выше.

Глава 73

Необычно высоко оценил «Устав» современный евангельский руководитель Дейвид Уотсон, отметивший, что многих проблем в современных церквях можно было бы избежать, если бы «Устав» Бенедикта был более известен людям и ему следовали бы более старательно.

 

Лейн Т. Христианские мыслители

Добавить комментарий