Думы о Боге сквозь слезы

Господь учит нас плакать

(Размышления над книгой Плач Иеремии)

Н.Г. Батурин 

 

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа. Иоан. 17, 3

Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле. Иер. 9, 24

Боговедение — наука о познании Бога, догматика, вытекающая непосредственно из Слова Божьего и от Духа Святого. В каждой книге — из всех 66 книг Библии — содержится некоторая часть сведений, необходимых для познания Личности Господа Бога нашего, Его сущности, могущества, власти и творческой силы: Его воля. Его законы, уставы, заповеди и повеления. Его путь, истина и жизнь.

В данном случае мы рассмотрим кратко только одну из малых, но глубоко содержательных книг Ветхого Завета, книгу «Плач Иеремии».

Боговедение, как наука, не может быть постигнуто теоретически без личного духовного опыта учащегося, без личного послушания Слову Божьему и Духу Святому, без приобретения Божьего благоволения к читающему и молящемуся о Богопознании. (Исх. 33,13; 3Цар. 2,3; Пс.142,10; Иоан.16, 20-21, 26; 17: 68, 25-26; 2 Пет.1,19; 3,18)

Можно быть священником в доме Божьем и не знать Господа, как это случилось с сыновьями священника Илии: Офни и Финеесом (1 Цар. 2,12).

Можно сорок лет воспитываться в благочестивом доме Исаака и Ревекки и не знать места, где присутствует Господь [Дома Божьего], как это случилось с патриархом Иаковом (Быт. 28,16-17).

«Фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? Я не знаю Господа…» (Исх. 5, 2).

Незнание Господа приводит многих людей к трагическим последствиям и гибели. «Ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут… Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения… и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих» (Ос. 4, 1—3, 6).

«И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства…» (Рим. 1, 28).

Без Боговедения народ умирает духовно, а затем наступает и физическая гибель его. Отрицание Бога, когда безумец говорит в сердце своем: «Нет Бога!»,— несет с собой не только нравственную пагубу, но и физическое истребление великого множества людей.

ПЛАЧЕВНАЯ ПЕСНЬ

О, кто бы мне источник слез открыл? Горя тоской, и день, и ночь за свой народ я плакал бы с мольбой.

Пророк Иеремия в книге Плача оплакал падение Иерусалима и гибель своего народа, отступившего от заповедей Божьих и от закона Его.

Для большинства народа Израильского гибель их священного города и храма, страшные бедствия, смерть и плен были совершенно непонятны. Ни князья, ни священники, ни военачальники не ожидали того ужасного поражения, которое постигло Иудею и Иерусалим. После почти трехлетней осады, с сопутствующими ей голодом и болезнями, унесшими множество жизней «мирного населения», крепость Сион пала, город был разрушен, храм сожжен и уцелевший народ и часть войска Иудейского во главе с царем Седекией были уведены в плен, в Вавилонскую землю. Многие князья, священники и дети царя были казнены, а самому Седекии были выкалены глаза. Под палящим солнцем, полураздетые, в медных оковах, подгоняемые злобным конвоем, уходили пленники по раскаленной пыльной дороге. И сколько их пало в долгом изнурительном походе в землю пленения!

Лишь немногие благочестивые Иудеи вместе с пророком видели в этом ужасном бедствии Божью руку, Божье правосудие.

«Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя… потому что Господь наслал на него горе за множество беззаконий его; дети его пошли в плен впереди врага» (Пл. Иер. 1, 2—5).

Вот первое, что мы узнаем о Боге из этой плачевной истории. Он — Бог (Господь), насылающий горе за множество беззаконий народа. Из этого следует простой вывод: чтобы избежать ужасного горя, весь народ должен исполнять нравственный закон Божий, основанный на любви к Богу и к ближнему. Но когда это простое правило пренебрегается и попирается людьми, неизбежно наступает «день пламенного гнева» Божьего, Он насылает эту страшную болезнь — бедствие и гибель народа (1, 12—15). Перечисляя отдельные моменты этой «болезни», плачевная песнь пророка сопровождается рефреном: «Воззри, Господи, на бедствие мое, ибо враг возвеличился!» Значит, знает Иеремия, что Господь не только бывает гневен, но может сострадать и миловать. «Воззри, Господи, и посмотри, как я унижен!» — повторяет плачущий. Как?! Разве к такому Богу, пламенеющему гневом и насылающему ужасные бедствия, можно плакать, изливая потоки слез, взывать о сострадании и милосердии?!

Оставим этот вопрос открытым.

Далее в плачевной песне появляется нота самоосуждения:

«ПРАВЕДЕН ГОСПОДЬ, ибо я непокорен был слову Его» (1, 17—18). С каким горьким стоном рождается это признание, понимание, ведение величайшей Божьей прерогативы — «праведен Господь»!

О, если бы и мы, дорогие братья и сестры, могли в наших скорбях и страданиях, посланных на нас по воле Божьей, сказать с твердой уверенностью: праведен Господь!

Затем в третий раз плачущий повторяет: «Воззри, Господи, ибо мне тесно…» (1, 20). «Услышали все враги мои о бедствии моем и обрадовались, что ТЫ СОДЕЛАЛ ЭТО: о, если бы Ты повелел наступить дню, предреченному Тобою, и они стали бы подобными мне!» (ст. 21).

Итак, все, что произошло с Израильским народом и Иерусалимом,— соделано Господом. И язычников ожидает то же возмездие за грехи их.

Подробности бедствия, совершенного Господом над Израилем, изложены в Плаче 2 гл. 1—9 ст.: «Сидят на земле безмолвно старцы… препоясались вретищем; опустили к земле головы свои девы Иерусалимские» (ст. 10) — таков состав плачущих. Только они остались еще в Иерусалиме.

«Совершил Господь, что определил, исполнил слово Свое, изреченное в древние дни, разорил без пощады и дал врагу порадоваться над тобою, вознес рог неприятелей твоих» (ст. 17).

Возмездие за грехи народа Божьего, предреченное в законе Его, неизменный в слове Бог исполнил в точности и без пощады (ср. 2 Фес. 1, 8; Тит. 1, 2).

ГОСПОДЬ УЧИТ НАС ПЛАКАТЬ

«Сердце их вопиет к Господу: стена дщери Сиона! лей ручьем слезы день и ночь, не давай себе покоя, не спускай зениц очей твоих. Вставай, взывай ночью, при начале каждой стражи; изливай, как воду, сердце твое пред лицом Господа; простирай к Нему руки твои о душе детей твоих, издыхающих от голода на углах всех улиц». Этому плачу учил Господь народ Свой через пророка Иеремию (14 гл., 17 ст.) и снова повторил этот урок, идя на Голгофу: Лук. 23, 28.

«Воззри, Господи и посмотри…» Это воздыхание Духа Святого в слезах и скорбях наших, Который напоминает, что «Господь весьма милосерд и сострадателен » (Иак. 5, 11).

ЖЕЗЛ ГНЕВА ЕГО

«Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его. Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет… измождил плоть мою… и сокрушил кости мои; огородил меня и обложил горечью и тяготою; посадил меня в темное место, как давно умерших… задерживал молитву мою… Он стал для меня как бы медведь в засаде, как бы лев в скрытном месте; извратил пути мои (ср. Пс. 22, 3) и растерзал меня, ПРИВЕЛ МЕНЯ В НИЧТО… Я стал посмешищем для всего народа… Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью…» (3 гл. ст. 116).

Это «крещендо» песни плача. Но — не ропот, не возмущение против жезла гнева Божьего, а именно слезы, воздыхание, моление о помощи.

В этом плаче о страданиях отвергнутого Богом народа все явственнее вырисовывается образ Страдальца за грехи наши. «Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его» (ст. 1). О ком это пророк говорит: о себе или о ком другом? (Д. Ап. 8, 34). Вся совокупность и многообразие страданий людских от жезла гнева Божьего, который неминуемо должен карать за грехи наши,— все это было сосредоточено на Голгофе в страданиях Сына Божьего Иисуса Христа (ст. 19, 30. Ср. Мар. 15, 23; Иоан. 18, 22).

Если, с одной стороны, плач Иеремии доходит до полной безнадежности в постигшем народ бедствии, то, с другой стороны, именно в этой безысходности звучит величайшее пророчество упования на МИЛОСТЬ Господа:

«Вот, что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось; оно обновляется каждое утро; ВЕЛИКА ВЕРНОСТЬ ТВОЯ!»

Да, если бы жезл гнева Божьего за грехи и беззакония наши до конца обрушился на нас, то мы бы исчезли. Но, к счастью. Он «не до конца гневается, и не вовек негодует».

«ПО МИЛОСТИ ГОСПОДА…» Откуда же появилась эта неожиданная МИЛОСТЬ? И почему она превозносится (т. е. возвышается) над судом? (Иак. 2,13; Мтф. 9, 13; Ос. 6, 6). И откуда эта раздвоенность Пославшего горе, Который «помилует по великой благости Своей» (ст. 32)? Ведь у Бога все закономерно, «ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих» (ст. 33). Не от временных эмоций, настроения или расположения духа Господь гневается на нас или милует: «Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй НА ГРЕХИ СВОИ» (за которые неизбежно грядет гнев Божий).

«Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу. Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах; мы отпали и упорствовали; Ты не пощадил; Ты покрыл Себя гневом и преследовал нас, умерщвлял, не щадил; Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва наша; сором и мерзостью Ты сделал нас среди народов…» (ст. 40—47).

И далее плачет пророк Божий: «Потоки вод изливает око мое о гибели дщери народа моего. Око мое изливается и не перестает, ибо нет облегчения. Доколе не призрит и не увидит Господь с небес» (ст. 48—50).

Хотя и не видит пророк облегчения, все же есть надежда на МИЛОСТЬ Божию. «По милости Господа мы не исчезли». Уже тот факт, что «мы не исчезли», дает основание видеть в этом милость Господа и надеяться на избавление от страданий и скорбей. Но милость Его основана не на противоречии гневу Судии Праведного, а на том чудесном явлении Божественной логики, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного», а Сын Божий из любви к Отцу Своему и к творению Его, падшему человечеству, добровольно взял на Себя вину греха нашего и принял страдания от «жезла гнева Его». «…Благодать же и истина [и милость] произошли чрез Иисуса Христа» (Иоан. 3, 16; 1, 17).

ДОЛИНОЙ ПЛАЧА

«Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение… сделался… виновником спасения вечного» (Евр. 5, 7—9).

Эту глубочайшую молитву Сына Божьего, вознесенную с сильным воплем и со слезами к Отцу Небесному, как бы пророчески предвозвещает пророк, говоря:

«Око мое опечаливает душу мою ради всех дщерей моего города. Всячески усиливались уловить меня, как птичку, враги мои, без всякой причины [«Он не сделал греха» — Ис. 53, 9]; повергли жизнь мою в яму и закидали меня камнями. Воды поднялись до головы моей [Пс. 68, 2—5] …Ты приближался, когда я взывал к Тебе, и говорил: «не бойся!» (ср. Мар. 5, 22).

Ты видишь всю мстительность их, все замыслы их против меня [повторение «Ты видишь, Господи» свидетельствует, что Бог услышал молитвенный голос плача и ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ на страдания народа и Сына Своего возлюбленного]; Ты слышишь, Господи, ругательство их, все замыслы их против меня, речи восстающих на меня… всякий день» (3, 51—62).

Послав горе и жезл гнева Своего, Господь как бы не видел и не слышал стона грешников. Но отдав Сына Своего Единородного в жертву умилостивления,— только через Него, через Иисуса Христа, Бог видит наши страдания и скорби, слышит наши молитвы.

Слава вечному Богу за милость Его к нам, явленную во Христе Иисусе, ибо призрел и увидел Он нас с небес, искупил жизнь нашу и в лице Воскресшего Сына Своего говорит нам: «не бойтесь!» (ст. 50, 58, 57; ср. с Мтф. 28, 10).

Христос умер за грехи наши и воскрес для оправдания нашего! Слава Ему вовек! (Рим. 4, 24—25).

«Ибо услышал Господь голос плача моего» (Пс. 6, 9—10).

 

Вестник истины, 3-4, 1987

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий