Нравственное корпоративное поведение сегодня определяет конкурентоспособность компаний


Родионова М.Е.

Объективным фактором развития бизнеса в мире и в России является глобализация, ведущая к росту конкуренции, как на международных, так и на внутренних рынках. В этих условиях насущной потребностью предприятий становится не просто создание конкурентоспособного производства, а успешное и эффективное выстраивание взаимоотношений внутри самой корпорации. Для этого, в первую очередь, необходимо внедрять и постоянно совершенствовать соответствующие программы, включающие как проведение бизнестренингов, так и создание и внесение существенных обновлений в кодексы корпоративного поведения компаний.

Мировой финансово-экономический кризис обострил ряд проблем в сфере общественных отношений, в числе которых усиление социальной напряженности во внутрикорпоративной среде, увеличение производственных, трудовых, управленческих и иных конфликтов, а также выявил отсутствие во многих компаниях достаточных и действенных мер, регулирующих указанные вопросы.

Для решения ряда проблем и ответов на поставленные вопросы был проведен социологический экспертный опрос: «Формирование корпоративного поведения в посткризисный период развития экономики».

Объектом проведенного автором социологического исследования (с октября 2010 по март 2011 года) стало корпоративное поведение как социальный феномен. В опросе приняли участие представители 120 компаний: топменеджмент крупного и среднего российского бизнеса, руководители высшего звена реального сектора экономики, участники программ MBA и Executive MBA Финансового Университета при Правительстве РФ, Международной школы бизнеса при Финансовом Университете при Правительстве РФ, МГУ им М.В.Ломоносова. Общая выборка 200 человек.

Среди компаний, сотрудники которых приняли участие в исследовании, ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция», ЗАО «ХантыМансийская нефтяная компания», ОАО «Мосэнергосбыт», ОАО «МХК «ЕвроХим», ОАО «Промтехмонтаж», ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент», ЗАО «Хорус Кэпитал», ООО «АльфаСтахо ваниеЖизнь», ООО «Базовые проекты» и др. К работе были привлечены зарубежные специалисты. В частности, отдельные комментарии дали профессор американской школы бизнеса Уортон университета Пенсильвании (Wharton School, University of Pensylvania) Фил Николз (Philip Nichols), член Совета директоров Центра бизнес этики и корпоративного управления Патрисия Дауден (Patricia Dowden, США).

Респондентам было предложено ответить на вопросы, связанные с их отношением к принятию кодексов корпоративного поведения, их использования в качестве антикризисного инструмента, с востребованностью стандартов эффективной бизнес-практики, и на ряд других вопросов. В рамках данной статьи рассмотрим отдельные результаты, полученные в ходе данного социологического исследования.

На вопрос о том, что респондент понимает под термином «корпоративное поведение», большинство участников исследования (60%) поддержали определение, данное в Кодексе корпоративного поведения. То есть, корпоративное поведение это разнообразные действия,

— связанные с управлением хозяйственными (акционерными) обществами; основанные на уважении прав и законных интересов участников этих действий и способствующие эффективной работе АО, в том числе увеличению стоимости его активов, созданию рабочих мест и поддержанию финансовой стабильности и прибыльности;

— влияющие на экономические показатели деятельности субъектов хозяйственных (акционерных) обществ и их способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста, а также обеспечивающий высокий уровень деловой этики в отношениях между участниками рынка.

Стандарты корпоративного поведения применимы к хозяйственным обществам всех видов, но в наибольшей степени они важны для АО. Это обусловлено тем обстоятельством, что именно в акционерных обществах, где часто имеет место отделение собственности от управления, существует весьма высокая вероятность возникновение конфликтов, связанных с корпоративным поведением.

Необходимо также подчеркнуть, что в исследовании сделан особый акцент на том, что корпоративное поведение рассматривается нами как вид экономического поведения. При этом автор публикации поддерживает точку зрения В.И. Верховина и В.И. Зубкова, рассматривающих экономическое поведение, как систему специализированных социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению ограниченных экономических ресурсов и ценностей, и, во-вторых, ориентированы на получение выгоды (прибыли, вознаграждения) от их обращения.

Корпоративное поведение как своего рода феномен является предметом изучения и экономической науки, и социологии. Последняя, прежде всего, акцентирует внимание на условиях, факторах, институтах, а также на действующих в их рамках различных субъектах, которые реализуют свои конкретные экономические интересы.

Указанное выше исследование показало, что большинство респондентов в процессе социального взаимодействия и наличия конфликтных ситуаций испытывает затруднения при поиске верного из них выхода и не знает, к кому обратиться за помощью. В отличие от западной практики, во многих российских корпорациях при советах директоров отсутствуют комитеты по урегулированию внутренних конфликтов (27 процентов опрошенных подтвердили это, 38 процентов затруднились с ответом).

Респонденты также отметили отрицательное влияние мирового финансового кризиса, обострившего ряд проблем во внутрикорпоративной среде. В частности, в их числе они выделили нарушение прав акционеров (32%), обострение конфликта интереса сторон (65%), напряжение во взаимоотношениях и взаимопонимании с инвесторами (27%), несоблюдение норм корпоративной этики (45%).

Что касается кодекса корпоративного поведения, то почти 2/3 респондентов (74%) указали на необходимость его принятия в России, выразили заинтересованность в нем, а также готовность поучаствовать в разработке такого документа. При этом его принятие, по мнению респондентов, будет способствовать: 1) урегулированию корпоративных конфликтов; 2) соблюдению корпоративной социальной ответственности; 3) поддержанию равного отношения ко всем участникам корпоративного объединения; 4) обеспечению высокого уровня деловой этики в отношениях между участниками рынка; 5) повышению инвестиционной привлекательности и приверженности принципам корпоративного управления, которые, в частности, получили широкое распространение в Европейском Союзе.

Более половины руководителей компаний, участвовавших в опросе, подтвердили положительное влияние такого кодекса на имидж и репутацию компании. Следует отметить, что такую позицию респонденты занимали вне зависимости от степени публичности компаний, участия в их деятельности государства и иностранных представителей, а также от формы управления.

Результаты исследования подтвердили неразрывную взаимосвязь кодекса корпоративного поведения и кодекса корпоративной/деловой этики, а именно:

•    внедрения и проведения специализированных тренингов и семинаров по бизнес-этике и корпоративному поведению непосредственно в компаниях (несмотря на то, что подобные тренинги и семинары проводятся в ходе обучения по программам MBA, они не учитывают специфику отрасли той или иной фирмы);

•    создания комитетов по этике или по корпоративным конфликтам при советах директоров;

•    закрепления некоторых норм кодекса корпоративного поведения на законодательном уровне.

Исследование показало, что именно в посткризисный период развития экономики корпорациям необходимо внедрять стандарты эффективной бизнеспрактики, которые позволят занять им лидирующие позиции как на российском, так и на мировом рынках. Именно программа делового поведения, включающая разработку, внедрение кодекса корпоративного поведения, является основой системы коммуникаций и обратной связи внутри и вне компании, помогая ей придерживаться выработанной стратегии деятельности.

На наш взгляд, кодекс корпоративного поведения целесообразно использовать в качестве ключевого инструмента программы, в которой следует прописать основные правила взаимоотношений с заинтересованными лицами и нормы деловой этики. Приверженность каждого работника, начиная с руководителя, принятым нормам деловой этики и корпоративного поведения, будет способствовать созданию в компании атмосферы высокой корпоративной культуры, росту репутации фирмы на рынке, повышению качества товаров и услуг, отсутствию любого вида дискриминации и,    в конечном итоге, стабильному развитию компании, росту ее прибыли и жизненного уровня работников.

 

XII Международная конференция история управленческой мысли и бизнеса, (г. Москва, 28-30 июня 2011 г.). Социальная ответственность бизнеса и этика менеджмента

См также материалы сайта Компас целей: analitikaru.ru

Газета Протестант.ру


 

Добавить комментарий