Смысл христианской любви


Нолт Клиффорд

Современное общество сегодня весьма часто и совершенно неправильно употребляет слово «любовь». Люди любят какую-то пищу, любят своего кота, любят кататься на лыжах, любят Иисуса. Складывается впечатление, что все стремятся испытать любовь, но лишь немногие находят ее.

Что же такое любовь? Необходимо помнить различие между мирским пониманием и выражением любви и любовью, которую Бог вселяет в сердца Своих детей. Для того чтобы лучше понять истинное значение любви, давайте вернемся к ее истокам. В Библии слово «любовь» при переводе с греческого имеет три значения.

Первое — «эрос», означает чувственную любовь, т.е. физические страсти и эмоции. Это слово часто используется в греческой литературе, в Библии оно не встречается. Примером такой любви является случай, описанный в Притч. 7:18, а также любовь Амнона к Фамари, который страдал по ней так, что даже заболел (2 Цар. 13). Надругавшись над ней, он возненавидел ее сильнее, чем любил до этого. Этот вид любви обостряется в результате физического контакта и приятного запаха парфюмерии. Тем не менее, это не истинная любовь, а влюбленность, основанная не на здравом суждении, а на неконтролируемой чувственности. Именно поэтому этот вид любви чаще всего бывает кратковременным, как у Амнона. Многие люди женятся или выходят замуж на основании лишь такой любви, думая, что между ними возникла настоящая любовь. Она учащает сердцебиение и пробуждает страсть, однако со временем становится ясно, что первоначальные страсти исчерпали себя. Именно в этот момент многие супружеские пары делают вывод, что совершили ошибку и оформляют развод. Многие снова попадают в этот порочный круг влюбленности и разочарования, не ведая, что такое истинная любовь Божья. Об эросе-любви пишут во многих романах и поют в песнях по радио и телевидению. Именно так мир понимает любовь между мужчиной и женщиной. Эта физическая часть любви придает красоту христианскому браку, но истинная христианская любовь означает намного больше, чем ее физическое проявление.

В греческой мифологии богом любви был Эрос, в римской — Купидон, олицетворявший необузданную страсть. Следствием восхваления этой чувственности является празднование дня святого Валентина… В мире символом плотской любви является изображение сердца, и христиане не должны использовать его для описания любви.

Вторым греческим словом, означающим любовь, является слово «филеа», неоднократно употребляемое в Библии. Оно означает «нежную любовь, основанную на личной привязанности; сопровождаемой приятными чувствами». Этот вид любви главным образом основан на эмоциях, т.е. это естественная привязанность к кому-либо или чему-либо. Можно даже сказать, что это любовь, согревающая наши сердца. О ней говорится в Ин. 15:19. Этот вид любви направлен на себе подобных и проявляется в основном при условии привлекательности (внешней или внутренней) объекта внимания. Именно поэтому мир не любит детей Божьих, поскольку они не вписываются в его систему. Мир хочет любить, не прилагая к этому особых усилий. Итак, «филеа» главным образом характеризует чувства и является результатом личной симпатии, природной совместимости и взаимных интересов.

Эту природную любовь питают к своим детям родители. Когда две женщины-блудницы пришли к Соломону с просьбой определить, кому из них принадлежит ребенок, царь исходил именно из этого вида любви и успешно определил настоящую мать (3 Цар. 3:1627). Эта естественная любовь дана нам Богом и может быть использована как для добра, так и для зла. Во многих случаях именно этот вид любви сохраняет браки и семьи.

Филеа — это нежное чувство, которое мы испытываем к какому-либо человеку; оно несколько эгоистично по своей природе, т.к. в его основе лежат приятные чувства. Это — мирской предел любви, которого, однако, часто не хватает, т.к. человеческие эмоции не всегда возбуждают и доставляют удовольствие, и иногда люди не оправдывают наших ожиданий или поступают неправильно. Что тогда? Часто, как результат частичного посвящения, — развод. Когда симпатичные малыши начинают проявлять свою плотскую природу, родители часто готовы оставить их на бабушку, отправить в детский сад или, что еще хуже, физически оскорбить. Знакомы ли вам люди, прежде имевшие самые тесные взаимоотношения и впоследствии ставшие непримиримыми врагами? Что с ними произошло? ИХ предыдущая связь была основана на чувствах, поэтому между ними было все прекрасно до тех пор, пока не появилась обида.

Будучи на правильном месте, эрос и филеа, не являются чем-то плохим. Они играют важную роль во взаимоотношениях с нашими спутниками жизни и нашими детьми. Однако христианин имеет нечто более долговечное, и это — любовь «агапе», основанная на здравом суждении, подчиненная принципам Слова Божьего и морального долга. Эта любовь не застанет нас неожиданно и так же неожиданно не покинет, потому что это не слепая влюбленность. Этой любовью руководит Дух Святой. Она чиста и не будет проявляться непристойным образом. У человека, в чьем сердце присутствует эта любовь, есть выбор, а именно: что он будет любить, кого он будет любить и как он будет любить. Этот вид любви больше зависит от воли и выбора, чем от эмоций и чувств. Агапе — наиболее распространенное библейское слово, обозначающее любовь.

Любовь-агапе — это принятие решения в ответ на призыв Божий. Например, когда Бог призывает мужей любить своих жен и жен любить своих мужей, мы подчиняемся этой заповеди не потому, что всегда желаем этого, но, скорее всего, изза послушания Богу. Эта любовь может быть действенной только при условии рождения свыше. В Рим. 5:5 сказано: «…любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам», т.е. она — результат работы Духа Святого. Любовь агапе — это не физическое влечение, она движима другой силой. Человек, в чьем сердце есть любовь-агапе, повинуясь заповеди Божьей, будет любить даже тех, кто доставляет ему неприятности (см. Мф. 5:44, где Иисус учит любить врагов). Сам человек не может так любить, но Бог призывает нас выбирать именно такую любовь. В Рим. 5:8 Он говорит нам о сущности христианской любви: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». Это — выбор Божий. Ничто не могло бы побудить Бога послать Христа на землю, кроме как Его личное желание. Именно такая любовь побуждала Христа исцелять больных, прощать грешников, проповедовать Евангелие и быть бедным, уставшим, страдающим от голода и холода. Благодаря этой любви, Он принял смерть на кресте.

Сегодня Бог желает, чтобы мы свидетельствовали об этой любви всему миру, не знающему истинного значения христианской любви. Вполне возможно, что Бог допускает трудности в нашей жизни для того, чтобы дать нам возможность показать эту любовь миру, ибо любовь-агапе будет привлекать людей к Богу. Внимательно прочитайте 1 Кор. 13:48, где говорится о сущности этой любви. Обратите внимание на фразу «…не ищет своего…» (ст. 5), являющуюся смыслом любви агапе. Человек, любящий любовью-агапе, всегда готов жертвовать собственными интересами и желаниями ради блага других. Он, стараясь сделать добро другим, скорее, позволит обидеть себя, нежели сам обидит кого-либо. Когда же его предают, он остается кротким, терпеливым и добрым. Он не будет таить в себе злобу и обиду. Как итог, можно сказать, что во всей нашей жизни и во всех наших взаимоотношениях мы должны руководствоваться любовью-агапе. Любовь эрос и любовь-филеа часто терпят неудачу при отсутствии любви-агапе, ибо только она является совокупностью совершенства (Кол. 3:14). Человек с такой любовью, даже не желая, будет делать добро другому человеку. Поступая так, у него со временем возникнет и желание.

Иногда любовь-агапе идет вразрез с любовью- эрос и филеа. Например, один разведенный мужчина, женившийся на другой женщине, сказал: «Я люблю свою вторую жену и, поскольку любовь от Бога, Ему угодна наша любовь». Однако суть заключается в том, что он пошел на поводу любви филеа. В случае любви-агапе он должен был бы сказать: «Мы должны разорвать наши отношения, т.к. я тебя очень сильно люблю и не хочу, чтобы твоя душа погибла из-за нашего с тобой небиблейского брака».

Любовь-эрос и любовь-филеа побуждают неженатые пары обниматься, целоваться и т.д. Но что делает человек, любящий любовью агапе? Он говорит: «Я глубоко ценю твою чистоту и мне не безразлично твое духовное благополучие. Я не буду прикасаться к тебе до тех пор, пока мы не соединимся в браке».

Родители, любящие свое дитя любовью филеа, балуют и портят ребенка. Они говорят: «Мы любим его слишком сильно, чтобы наказывать розгой». Однако в Библии сказано: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына…» (Притч. 13:24). Любовь-агапе побуждает нас с любовью наказывать наших детей.

Церковь сегодня подвергается жестоким нападкам сторонников чувственной любви, активно навязывающих свое понимание через «песни прославления», в которых любовь к Иисусу практически приравнивается к чувственности. В результате, даже не замечая этого, мы начинаем думать, что наши взаимоотношения с Иисусом должны носить чувственный характер и наполнять нас положительными эмоциями. Когда Бог призывает нас любить Его всем сердцем, разумом, душой и крепостью, Он тем самым имеет в виду посвящение, побуждающее к послушанию, а не к приятным чувствам.

Любовь-агапе своей чистотой, прелестью, крепостью и полнотой превосходит все, что может предложить этот мир.

 

Семя истины, Январь 2006

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий