Влияние еврейской религиозной этики на производственные и финансовые отношения.


Розенберг Н.И., Мнацаканов А.А.

Тора запрещает евреям одалживать деньги евреям под проценты. Поскольку любые инвестиции всегда связаны с риском, то такой запрет, если его понимать буквально, фактически должен был бы привести к исчезновению рынка финансов как такового. Однако в иудаизме существует возможность для расширенного толкования. Основой его является понятие партнёрства. Один из партнёров предприятия может внести в него свой труд, а другой деньги, но прибыль при этом будет поделена между обоими. Дающий ссуду на бизнес, таким образом, рассматривается в иудейском праве как партнёр предприятия, разделяющий не только прибыль, но и риск. Это делает займодавца более заинтересованным в успехе заёмщика, вынуждает его оказывать заёмщику помощь в ведении бизнеса. Как известно, этот принцип был повторён в исламском праве в 60х годах 20го века, когда в Египте открылся первый исламский банк, действующий на сходных «идеологических» основах.

Взаимоотношения предприятий, следующих еврейскому Закону, с нееврейскими партнёрами, клиентами и сотрудниками.

Здесь крайне важно отметить, что иудаизм не ограничивается простым запретом на обман не еврея, но предоставляет верующим подробные записанные инструкции на все возможные случаи взаимодействия с представителями других народов. Часть законов, касающихся деловых отношений с не евреями, мы кратко перечислим ниже.

Партнёр не еврей

Иудейская традиция позволяет вести дела с партнёрами любой национальности и религии. Ограничения налагаются лишь на использование евреем той части прибыли предприятия, которая была получена в еврейские праздники. Эта часть принадлежит целиком партнёру не еврею. Данный принцип, конечно, может быть обойдён путём неравного распределения прибылей, но, как показывает практика, подобные решения принимаются редко.

Клиент не еврей

Хотя не евреям дозволена, к примеру, не кошерная еда, у покупателя не еврея не должно сложиться впечатления, что он покупает дозволенное евреям, если на самом деле это не так. Это расширение вышеупомянутого принципа, не допускающего обмана никакого клиента.

Работник не еврей

Работник не еврей отличается от работника еврея лишь тем, что ему позволительно работать в субботу и праздники. Однако такая работа должна быть оговорена с ним заранее и заранее же оплачена. Нельзя дискриминировать работника не еврея в отношении оплаты, условий труда или отношений на рабочем месте.

Руководитель не еврей

Традиция предписывает работать только там, где возможно соблюдение заповедей. Если руководитель требует работы по субботам (наиболее часто встречающаяся проблема, особенно если учесть, что Шаббат наступает с заходом солнца в пятницу), то следует приложить все усилия к тому, чтобы найти возможность отрабатывать эти часы в другой день, к примеру, в воскресенье. Если это невозможно, то некоторые раввины разрешают выполнение тех действий, которые не нарушают прямо субботние запреты (запрещено пользование электроприборами, езда на транспорте, ведение записей), но обычно это серьёзная проблема. И только в ситуации, когда невыход на работу или учёбу приведёт к потере работы, другую найти сложно, и эта работа является единственным источником существования для этого еврея и тем более для его семьи, возможно принятие решения о временной допустимости работы в субботу, хотя для верующего еврея это очень тяжёлая ситуация, и в большинстве случаев он вынужден будет уйти с такого места работы, положившись на волю Всевышнего. Это важный момент для всех руководителей, нанимающих религиозных евреев.

Заповеди, которые распространяются только на евреев, и необходимость их соблюдения/несоблюдения в совместном еврейско-нееврейском предприятии

Талмуд предписывает введение «еврейского рабочего графика» на предприятиях, контрольный пакет которых принадлежит еврею или евреям. Разумеется, руководитель не может принуждать работника еврея нарушать заповеди иудаизма, в том числе и требование обязательного субботнего покоя. За пределами Израиля собственники евреи могут получать прибыль от работы работников не евреев в субботу в том случае, если они сами в субботу не работают. Допустимо и производство запрещённой евреям продукции, например, некошерной еды, если она не выдаётся за кошерную. В Израиле же любое предприятие (по традиции, а не по светским законам Государства Израиль!), принадлежащее евреям, должно полностью соблюдать еврейские традиции, независимо от религиозной принадлежности работников.

Рассмотрим, как проявляются этические особенности еврейского бизнеса, ведущие свое начало из религиозных законов, в реальных компаниях, функционирующих в различных странах современного мира. Для наглядности все эти компании можно условно разделить на три больших группы:

    предприятия, «продающие» приверженность бизнеса иудейской этике;

    предприятия, основанные на традиционной бизнесэтике, но работающие на нетрадиционных рынках;

    предприятия, нацеленные на помощь владельцам бизнесов в исполнении заповедей.

Для первой группы предприятий, обслуживающих ультраортодок сальных евреев, большие и платёжеспособные общины которых находятся в США, Израиле и некоторых других странах, крайне важным является соответствие всем требованиям еврейской традиции, так как нарушение этих требований неминуемо приведёт к потере подавляющего большинства клиентов. Прежде всего, это касается рынка кошерных продуктов , предметов культа, предприятий сферы обслуживания, ориентированных на ультраортодоксальный сектор и т.п.

При этом необходимо отметить, что еврейский стиль ведения бизнеса нередко оправдывает себя и в тех случаях, когда компания работает в отраслях и сегментах рынка, напрямую не связанных с обслуживанием специальных потребностей евреев. Так, в качестве одного из показательных примеров организаций второй группы, можно привести торговлю алмазами, в которой именно евреи-ультраортодоксы играют довольно заметную роль.

«Мазаль увраха» (досл., «удача и благословение») — этими ивритскими словами завершаются каждый день сделки на мировом алмазном рынке. Евреи Пиренейского полуострова оказались такими же жертвами Реконкисты XV века, как и арабы. Часть из них оказалась в числе вынужденных мигрантов Османской империи и стран Магриба, другая часть переехала на территорию Фландрии (нынешней Бельгии) и Нидерландов. Они принесли сюда традиционное еврейское мастерство навыки обработки драгоценных камней. Через несколько десятилетий Антверпен стал крупнейшим центром алмазной промышленности в Европе. Значительная ее часть состояла из небольших предприятий по огранке драгоценных камней.

На данный момент торговля алмазами в Антверпене находится в руках двух религиозно-этнических групп: ортодоксальных иудеев и представителей индийской секты джайнов. Между этими абсолютно непохожими религиозными группами за последние столетия сложились удивительные отношения конкуренции и сотрудничества. С одной стороны, джайны не обязаны закрывать свои магазины в субботу, что даёт им преимущества в ведении дел, с другой несмотря на рост их доли на антверпенском рынке алмазов, их представительство в Высшем Совете по алмазам города Антверпен, влиятельной организации, которая регулирует алмазную промышленность города, не расширяется, в нём лишь два торговца-джайна из двадцати членов Совета.

В то время как торговцы алмазами из хасидов жалуются на конкуренцию, происходит интересное культурное смешивание: многие индийские дилеры говорят на иврите и идиш. Привычными стали ящички для пожертвования для разных еврейских благотворительных учреждений при входе в индийские фирмы. И после того, как произошло разрушительное землетрясение в индийском штате Гуджарат в 2001, еврейские торговцы собрали несколько тысяч евро в качестве гуманитарной помощи.

И, наконец, третья группа компаний представляет собой, прежде всего, множество благотворительных фондов, буквально осаждающих еврейские предприятия просьбами о пожертвовании. Конкуренция среди еврейских фондов огромна, в них занято большое количество активистов, как наёмных, так и добровольцев. Ввод в поисковую строку словосочетания «Jewish charity» даёт приблизительное представление о масштабах явления.

Эта активность позволяет не только вовремя протянуть руку помощи любому нуждающемуся еврею, но и постоянно напоминает еврейскому предпринимателю о том, что его работа это не просто ежедневная суета и накопление материальных благ, но и освящённая древней традицией почётная возможность выполнить свой долг перед Всевышним и людьми.

 

XII Международная конференция история управленческой мысли и бизнеса, (г. Москва, 28-30 июня 2011 г.). Социальная ответственность бизнеса и этика менеджмента

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий