Не будьте судьями – будьте братьями во Христе

Мы все под гнетом безбожной установки: «если я прав — я должен судить».

Зайченко А.С.

«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12, ст. 19).

 

С первых дней пребывания в реальном христианстве мы запоминаем крылатую евангельскую фразу, звучащую как моральное кредо для всего, даже неверующего мира: «не судите, да не будете судимы». Ее красивое звучание завораживает, но оказывается, в подавляющем большинстве случаем мы не усваиваем ее смысл.

Человеку всегда свойственно давать оценку окружающим людям и их поступкам, и в этом нет ничего дурного — мы существа социальные и иначе не можем и даже не должны. Но очень часто свою оценку мы переводим из категории суждения и умозаключения в ранг судебного приговора. При этом в этом процессе мы часто совмещаем позиции судьи и прокурора, отдавая заметное предпочтение линии обвинения.

Как правило, по этим нашим внутренним «судебным решениям», на осужденного нами человека, как минимум, навешивается ярлык – свой личный, а иногда даже публичный. Нам страсть как хочется быть судьями – это то, что многим из нас так не хватает в жизни: важности, статуса и самое главное — самоправедности. Ведь логика выхода на «личное судебное решение» для верующих еще проще, чем для нехристиан: я знаю Писание и люблю Господа, я следую заповедям Бога, который ненавидит грех. Поэтому я, пожалуй, помогу Богу выявить еще один грех и еще одного грешника — зачем Ему заморачиваться с плохо различимой мелочевкой из нашего окружения, да к тому же Он может ее просто не заметить. Зато Он меня за мою верность и моральную бдительность непременно похвалит. Это картинка самообмана для прикрытия, нашей гордыни, а порой – попытки болезненной компенсации за реальные и нереальные обиды, нанесенные нам окружающим миром.

Для себя лично от своего суверенного «судебного процесса» я получу внутреннюю удовлетворенность, более того, я как бы вновь переживу внутри себя ощущение своей значимости и сопричастности, моральности и даже духовности. Раз мне так не хватает любви и уважения от окружающих, я создам собственный продукт такого уважения – свой приговор, освящу его «решением своего суда» и авторитетом Самого Бога.

Этот логический алгоритм – «если я прав, а тем более праведен, то должен судить» — укоренен в нашем постсоветском сознании очень глубоко, он закреплен опытом последних десятилетий внешней несвободы и почти непрерывного судебного и несудебного и осуждения всех и вся: людей, «врагов народа», социальных групп, целых стран и даже общественных формаций и укладов общества. С тех времен прошло уже свыше 20 лет, но до сих пор почти вся страна (и Россия, и Украина, и Белоруссия) живет по безбожному принципу: «если ты прав — ты должен судить».

Очень часто в таких наших внутренних «судебных разбирательствах» мы компенсируем недостаток личной свободы, отыгрываемся за свое политическое угнетение, социальное и бытовое унижение, за свои материальные лишения. Нам кажется, что мы имеем внутреннюю свободу и чуть ли не гражданское право сравнивать, оценивать других людей, делать о них выводы – и, самое главное, обвинять и судить. И если свои первичные оценки и суждения, мы еще можем порой изменить и исправить, то решения «внутренних судов» – почти никогда. Это мы крепко усвоили из практики реальных судов – немилосердных и непреклонных. Мы часто подпитываем в таких своих приговорах личную гордыню, свое понимание личного достоинства, которое на самом деле не от Бога.

А не проще ли перед тем как открывать свое внутренне «судебное разбирательство» и выступать на нем как прокурор, вспомнить, что заповедал нам Высший Судия: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». И даже если вы уверены в своей правоте и греховности обидчика, помните что сказано в Евангелии: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12, ст. 19).

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий