Почему не поехал Ё-мобиль


Ё — всё. Ой!

 

Собственно, всем, кто мало-мальски следит за положением дел в мировом автопроме, ситуация была ясна с самого начала: Ё-мобилей не может быть, потому что не может быть никогда. Теперь эта простая, в сущности, мысль подтвердилась: производство отечественной чудесной техники отложено на неопределенной срок, а строительство предприятия по выпуску машин даже не начиналось.

Если кто забыл, напомню краткую историю проекта. Известный бизнесмен и политик Михаил Прохоров заявил, что вложил 150 миллионов долларов в российско-белорусскую компанию «Яровит» (известную в первую очередь тюнингом грузовиков МАЗ). На базе «Яровита» была организована компания «Ё-авто», которая обещала разработать и запустить в серию гибридные автомобили невиданной эффективности по приемлемой цене.

Денег хватило на PR-компанию, демонстрацию выбранных для машины технологий и постройку самоходных образцов, в которых из упомянутых технологий почти ничего не было. Деньги закончились, проект остановился.

Собственно, почему не сбылось? Во-первых, сумма в 150 миллионов по меркам мирового, да и российского автопрома — смешная. Для сравнения, проект гибридного автомобиля Prius обошелся концерну Toyota в 10 миллиардов долларов. При том, что у японцев уже были заводы и исследовательские центры, а у «Ё-авто» ничего подобного не было и в помине.

Во-вторых, упомянутые технологии. Они оказались настолько фантастическими, что об их серийном воплощении и мечтать не приходилось. Остановлюсь на одном: роторно-лопастной двигатель. Знаете, что это такое? Честно признаюсь, я сам до появления «Ё-авто» о подобном не слышал. Но выяснил. Роторно-лопастной двигатель — это почти перпетуум мобиле, мечта инженеров, которая так и не была создана. Особенность движения поршней в таком моторе на практике исключает преобразование их траектории во вращение. Иными словами, в таком двигателе даже если что-то и движется, то никоим образом не вращается. Конструкторов «Ё-авто» и денег Прохорова хватило на то, чтобы изготовить макет такого мотора и нарисовать компьютерную анимацию, демонстрирующую его работу.

Да что там двигатель. Разработка любого инновационного продукта в автомобильной сфере требует в первую очередь колоссальной исследовательской и испытательной работы. Где планировалось проводить доводку ходовых качеств? На полигоне НАМИ в Подмосковье? Ну, во-первых, бесплатно вас туда не пустят, а во-вторых этот полигон уже не соответствует современным представлением о трассах для испытаний машин.

Где продувать аэродинамику? В Тольятти, на АвтоВАЗе? Так туда «Ё-инженеров» и пустили. А проработка аэродинамики исключительно на компьютере оборачивается поражением — что отчетливо видно по успехам команды Marussia в «Формуле-1».

Пожалуй, самый дельный комментарий читателей по поводу проекта Ё-мобиля был таков: «Куплю в качестве электрогенератора. Обычные генераторы аналогичной мощности стоят дороже чем заявленная стоимость этой машины». Из него сразу становится ясно, что проект с заложенными в него параметрами не реализуем как противоречащий законам физики.

И все же поражает число отзывов с сожалением о приостановке проекта. Выходит, в России большинство граждан действительно хотят, чтобы некий богатый человек дал отечественным инженерам денег на то, чтобы разработать качественный и современный автомобиль, которым страна может гордиться. Значит бренд «разработано и сделано в России» можно продавать, причем продавать выгодно. Дело за малым — разработать и сделать. Думаете, это нереально? Полагаю, что вполне возможно. Россия — это страна с огромным числом грамотных инженеров, готовых работать за вполне умеренную зарплату. Если их знаний недостаточно, ничто не мешает перекупить у крупнейших автоконцернов варягов, как это сделали корейцы из Hyundai, создавшие инженерный центр на родине Opel в Руссельхайме.

Бизнес-план? Посмотрите как делал Элон Маск, основатель Tesla Motors – вложение миллионов долларов из года в год, партнерство с Mercedes, привлечение лучших инженеров и на выходе — самый совершенный серийный электрокар в истории человечества. Причем автомобиль не дешевый, но все равно пользующийся колоссальным спросом.

Вот только главную проблему инновационному российскому автопроизводителю не решить. Выпуск машин — это, на языке бизнеса, всегда долгосрочные инвестиции. А в России долгосрочные — значит рискованные. Купить на родине руду за 1 миллиард и через неделю продать ее в Китай за 1,2 миллиарда — это русским олигархам понятно. Вложить 2 миллиарда в строительство московской недвижимости и через 2 года продать достроенное за 6 миллиардов — рисковано, но можно. А вот вложить 10 миллиардов в автомобильное производство и молиться на то, чтобы лет через 10-15 получить первую прибыль, а лет через 40 вернуть вложенные 10 миллиардов — это не для нас. Увы, но по-другому автомобильное производство нигде в мире еще не создавалось.

cartimes.ru

Добавить комментарий