Новозаветное учение о наградах для христиан


С. Г. Кузнецов

 

Учение о наградах в наши дни не пользуется большой популярностью в церквях евангельских христиан-баптистов. На русском языке очень мало христианской литературы на эту тему. В проповедях и личных наставлениях награды также упоминаются достаточно редко. Упоминание небесного вознаграждения порой даже вызывает у верующих недовольство и подозрение в гордости и эгоизме. Как же это контрастирует с отношением Апостола Павла, который пишет о своем ожидании награждения на небесах: «Для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою» (1 Кор. 9:15). Причин для такого несоответствия много. Выделим лишь самые главные, на наш взгляд.

Во-первых, чрезмерное акцентирование на учении об оправдании верой делает в глазах верующих многие другие аспекты вероучения не столь важными. Нередко можно услышать фразу: «На спасение же это не влияет?» Так обычно говорят, когда хотят показать маловажность обсуждаемого вопроса. Причем спасение при этом понимается очень ограниченно, только как искупление кровью Христа, оправдание, прощение грехов и возрождение. При этом спасение рассматривается как уже свершившийся факт, без учета будущего аспекта спасения. Такое ограниченное понимание зачастую лишает верующих заинтересованности в дальнейшем духовном развитии и участии в служении, делает крещение конечной остановкой духовных устремлений.

Во-вторых, среди верующих существует явное недопонимание в отношении судов, которые Бог будет совершать. Многие верующие не понимают, что им предстоит предстать на суд Христов. В отношении суда они хорошо усвоили один из текстов Нового Завета: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24), но редко вспоминают другой: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Это приводит христиан не только к уверенности в спасении (что хорошо), но и к беспечности в повседневной христианской жизни.

В-третьих, желание наград кажется многим верующим эгоистичным и недостойным поведением. Как правило, христиане-баптисты вспоминают в этом случае наставление Христа: «когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук. 17:10). Это несомненно важное наставление, но Сам же Христос дал и другое: «Приготовляйте себе вместилища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лук. 12:33,34). Такой неуравновешенный подход к представлению о важности небесных сокровищ приводит к отсутствию интереса в отношении библейского учения о наградах, лишая дополнительного стимула для служения.

В-четвертых, незнание того, какими именно будут награды для христиан, неотвратимо приводит к такому равнодушному к ним отношению. Нередко представление о будущем состоянии христиан основано не на библейском учении, а на картинках, где верующие в раю изображены сидящими на облаках с арфами, нимбами и крылышками. Это не кажется чем-то ценным и привлекательным современному христианину. Кроме того, среди верующих десятилетиями вырабатывалось пренебрежительное отношение к земному имуществу и богатству. А поскольку многие рассматривают награды, как какое-то богатство, пусть и небесное, то это пренебрежение неизбежно накладывается и на сами награды. Незнание сущности небесных наград приводит некоторые верующих к «богословию порога». Они говорят: «Нам бы только попасть на порог Царства Божьего и достаточно». Это показывает, как мало ценят будущие блага наши верующие. Если бы они узнали о том, чем на самом деле являются небесные награды, то многие христиане, любящие Господа, страстно захотели бы их получить, а «богословие порога» осталось бы предосудительной отговоркой ленивых и маловерных.

В-пятых, существует недопонимание целей освящения в земном следовании за Христом. Неоднократно автору данной работы приходилось слышать такие слова: «Зачем стремиться к большей святости, если мы её до конца на земле всё равно не достигнем?». Если Христос при воскрешении мертвых все равно сделает нас совершенными, похожими на Него, то к чему прилагать столько усилий в борьбе с грехом? Эти вопросы не возникали бы, если бы верующие понимали связь между нынешним освящением и конечным прославленным состоянием христиан в вечности. А это и есть самое сердце учения о наградах.

Шестая объективная причина того, что учение о наградах не в почете — сложность исследования данной темы. Никто из нас не видел этих наград и нам трудно представить реалии, которые ожидают нас на небесах. На земле мы сталкиваемся с другими категориями и ценностями. Бог дал нам указания на ценность награды, но осознать эту ценность не всегда просто. Читая Библию, мы сталкиваемся в отношении наград со многими образами: венцы, сокровища, наследство. Но на какую реальность указывают эти образы? Каков действительный смысл этих образов? Ответы на эти вопросы дать порой непросто. На самом деле, многие ответы носят предположительный характер. Как признавался Апостол Павел: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно» (1 Кор. 12:13).

Сложившееся положение не стоит излишне драматизировать. Проблема существует, но она вполне решаема. Недостаток понимания учения о наградах отчасти может компенсироваться любовью верующих к Богу, которая является главным мотивом, как освящения, так и служения. По большей части невнимание к данной теме и непонимание вышеизложенных вопросов сложилось традиционно, исторически. Но наступает время обратить взгляд и на учение о наградах, обогатить этим учением христианское мировоззрение.

Важность этого учения подтверждается и проповедями Иисуса, в которых Он многократно и разносторонне говорит о будущем Царстве и наградах, ожидающих в этом Царстве уверовавших в Него. Все Апостолы затрагивают эту тему в своих посланиях, ободряя, воодушевляя, утешая и вразумляя своих читателей. Библейское учение о наградах является драгоценным камнем в ожерелье других библейских доктрин. Это учение тесно переплетается с учениями о Боге и о человеке, о спасении и освящении, о судах, о Царстве Божьем, о христианском служении, о свободной воле человека и Божьей благодати.

Священное Писание говорит о наградах восторженно и возвышенно. Правильно понятое учение о наградах способно воодушевить и утешить христиан в трудное время, ободрить и побудить их к еще более посвященному и радостному служению Богу. Небесное вознаграждение может стать дополнительным стимулом к подвигам в христианской жизни и в борьбе с грехом. Все эти причины и побудили нас к исследованию новозаветного учения о наградах для христиан.

 

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий