Покорность жены – ее средство защиты от опасностей извне

Ларри Кристенсон

В окружающем нас мире женщина подвергается риску физического нападения, а, значит, нуждается в защите мужа. Факт этот общеизвестен, и никогда не оспаривается ни одной из культур: он находит отражение в любом народном сказании.

Однако, женщина уязвима не только физически, но и эмоционально, психологически, духовно. Так что и тут она нуждается в пребывании под властью и защитой мужа.

Простой пример. Сосед раздраженно стучит к вам в дверь. Жена открывает ему, и он изливает на нее поток жалоб: дескать, несколько филенок в заборе, разделяющем их дворы, сломаны, и это почти наверняка «ваши ребята постарались», так что и чинить забор вам придется.

«Я поговорю на этот счет с мужем», — отвечает жена. И это не означает ее стремления «уклониться от ответственности», это надлежащая реакция со стороны жены, которая живет под защитой мужского авторитета. Она создана с этой предпосылкой — быть в значительной мере свободной от эмоционального давления, которое ложится на плечи мужа, осуществляющего связь семьи с внешним миром.

Менее признается, хотя значение, пожалуй, имеет еще большее, тот факт, что жена нуждается и в защите от эмоциональных травм, наносимых ей собственными детьми. Матери не следует «выпрашивать» уважение у ребят, тем более сражаться за него. Это лишает ее душевного равновесия и выдержки, столь необходимых ей для поддержания в доме спокойной и достойной атмосферы. На муже лежит ответственность ограждать жену от возможных проявлений неуважения к ней со стороны детей. Малейший намек на непочтительность к матери, замеченный им, малейшее непослушание должны решительно пресекаться отцом раз и навсегда. Дети не должны забывать, что мать опирается на авторитет отца.

До сих пор жив в моей памяти трагикомический эпизод из детства. Я о чем-то поспорил с матерью. Когда она выходила из комнаты, я крикнул ей вслед: «Ты — чучело несчастное!» Я не видел отца, который вошел в комнату на несколько мгновений раньше… Он протянул руку и, схватив меня за рубашонку, поднял над полом. «Это кто чучело?» — поинтересовался он. Оцепенев от страха, я забормотал: «Сам я чучело. Это я чучело… чучело!» Старший брат расхохотался, с трудом удерживал улыбку и отец. Мой отчаянный «прыжок в кусты» и это «самобичевание» внесли в ситуацию юмористическую струю и тем разрядили ее. Вот почему меня в тот раз не выпороли. Но я на всю жизнь усвоил урок: обидев мать, я навлеку на себя гнев отца.

Муж, который защищает жену от хамских выходок и обид со стороны детей, прививает им тем самым чувство уважения к женщине. И это, наряду с собственным вежливым и заботливым отношением к жене, каждый отец должен передавать своим сыновьям по наследству.

Последнее и самое важное: живя в этом мире, женщина подвергается также и духовной опасности. И муж, подобно щиту, ограждает жену от атак со стороны «начальств и властей» невидимого мира (Еф. 6,11-12).

Павел упоминает об этом в 1 Коринфянам 11,10: «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов». Известно, что слово «Ангел» Павел употребляет как в отношении духов, служащих Богу (2 Фес. 1,7), так и в отношении мятежных полчищ сатаны (1 Кор. 6,3; Рим. 8,32). Судя по контексту приведенного выше отрывка, Павел имеет в виду ангелов сатаны. И не правила приличия (женщине пристало носить покрывало на голове) занимают его здесь, а проблема незащищенности женщины: не имея на голове покрывала — знак того, что она пребывает под защитой мужа — женщина подвергается воздействию злых сил невидимого мира.

Павел сознавал духовную уязвимость женщин, особенно по линии обмана их, и необходимость для них находиться под защитой мужского авторитета. Вот чем объясняется его распоряжение в 1 послании Тимофею 2,12-14, которое иначе могло бы смутить, показаться странным: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но — быть в безмолвии. Ибо… не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление». Женщины могут принести большую пользу, уча детей и других женщин. Им нельзя предлагать свои доктрины и учения, как нельзя главенствовать над мужчинами в церкви.

Как много зла обрушилось на домашний очаг и церковь именно потому, что женщина отбросила щит мужского авторитета! Мы позволили сатане внушить нам ложное представление, будто это унизительно для жены — быть покорной и послушной мужу. Библейское учение было объявлено несостоятельным, потворствующим глупому тщеславию мужского «Я», первобытным пережитком, от которого наш «просвещенный век», к счастью, отделался. Между тем, Библия вовсе не ставила задачи превозносить чье бы то ни было «я» — мужское или женское. Установление, данное Богом для семьи, служит простой цели защиты — духовной защиты. Авторитет мужа и покорность жены этому авторитету являются щитом, ограждающим людей от уловок сатаны. Сатана знает это, вот почему он идет на все, чтобы подорвать и разрушить ту структуру человеческой семьи, которая была утверждена Богом.

Живя под началом мужа, женщина располагает большой духовной свободой. Будучи защищена от многочисленных уловок сатаны, направленных против нее, она может более уверенно вести активную и плодотворную молитвенную жизнь. Намерение Бога состоит в том, чтобы муж стоял между своей женой и внешним миром, принимая на себя значительную часть того физического, эмоционального и духовного давления, которое иначе обрушилось бы на нее. Поэтому именно муж, а не жена в первую очередь несет ответственность за то, что происходит в доме, общине. Когда он отказывается от своей роли, либо когда она узурпирует ее, их дом и мир, окружающий его, страдают от этого.

Возникает естественный вопрос: «А как же быть одинокой женщине или вдове? Откуда ей получить защиту?» Новый Завет таким защитником вдов и сирот называет церковь (см. Деян. 6,1; Иак. 1,27; 1 Тим. 5,3-16). Когда женщина не имела защиты ни со стороны отца (или родственника мужского пола), ни со стороны мужа, ей следовало рассматривать руководство церкви, как своего духовного «главу». Именно от них, церковных руководителей, получала она духовный совет и защиту. И забота об удовлетворении ее материальных нужд тоже лежала на местной церкви.

Трудно было предложить более мудрое решение ее проблемы женщине, не имеющей ни отца, ни мужа. Кто как не церковь обладает достаточной духовной силой и авторитетом, чтобы предложить ей защиту, в которой она нуждается! Тем более в надежных руках чувствовала себя вдова или сирота, когда ответственность за нее возлагалась на группу людей (чаще всего — на дьяконов церкви, см. Деян. 6,3).

Того же принципа можно было бы придерживаться и в наше время, когда мужу надо покинуть семью на некоторое время, скажем, по делам службы, или если он призван в армию, либо по какой-то другой причине. Духовное попечение о его семье и защиту ее можно было бы возложить на руководителей церкви. Человек, уезжающий из дому, мог бы просто попросить об этом одного или нескольких дьяконов, присовокупив просьбу об особой молитве о его семье на время его отсутствия. Семья может также обратиться к дьяконам, если возникнет у нее нужда в чем-то таком, что обычно осуществляется главой дома. Другими словами, и отдельные лица, и целые семьи могут полагаться на ту более многолюдную семью, которую представляет из себя церковь, так чтобы никто не остался без духовного попечения и защиты.

 

Ларри Кристенсон, Христианская семья, Изд-во Slavic Gospel Press, Chicago. 1991

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий