Библия о распаде семьи

Ап Фервайен

Если один из супругов хочет развода, это может быть настоящей бедой! Когда-то у вас не было никого дороже этого человека, но теперь всё наоборот: из друга он превратился во врага.

Что такое предательство в браке!

Может быть, если ваши проблемы зашли достаточно далеко, то, подобно многим другим, вы вздохнули с облегчением: «Какое счастье! Он(а) хочет развода!» Если брак уже много лет приносит сплошные слёзы и несчастье, мысль о его прекращении порой может восприниматься даже с радостью. Всё зависит от того, на какой стадии находятся ваши взаимоотношения.

В связи с этим возникают важные вопросы: Когда развод является позволительным? Можно ли мне, христианину, разводиться? И если о разводе не может быть и речи, что делать, если совместное проживание стало невыносимым? Как вести себя в подобной ситуации?

В этой главе мы попытаемся на них ответить. В соответствии с общим характером книги, мы будем отвечать на них, предполагая, что оба супруга (или один из них) — христиане, хотя, конечно, неверующие тоже вполне могут последовать этим советам и рекомендациям.

В древнееврейском тексте Мал. 2:16 сказано: «Бог ненавидит развод» (русский перевод выполнен с Септуагинты, и потому его чтение отличается от оригинала — прим. автора для русского издания). Уж если что-то является объектом Божьей ненависти, должно быть, это действительно из рук вон плохо. Развод идёт вразрез со всеми Божьими заповедями. Одна из Десяти заповедей гласит: «Не прелюбодействуй». Всё яснее ясного. Прелюбодеяние, измена, нарушение святости брака — всё это противоречит Божьему характеру.

Собственно, на этом можно было бы и остановиться, если бы в мире не было так много распадающихся браков — причём, включая браки между христианами или такие семьи, где один супруг является христианином, а другой неверующим.

Брак с неверующим

Браки между христианами и неверующими бывают трёх видов:

■    Неверуюший супруг раньше был христианином, но потом отошёл от христианства.

■    В момент свадьбы оба были неверующими, но с тех пор один из них пришёл к вере.

■    Христианин вступил в брак с неверующим.

В последних двух случаях брак редко заключается в церкви, и потому супруги нередко утверждают, что развод позволителен, потому что Бог так никогда их и не сочетал. Однако мы уже полностью обсудили этот вопрос в одной из предыдущих глав, показав, что, в принципе, Бог «сочетает» всех, кто вступает в брак, за исключением, может быть, кровосмешения, полигамии, насильственного брака или брака по расчёту. К счастью, Бог вполне способен Сам разобраться в каждой конкретной ситуации, и нам нет необходимости этого делать.

Когда люди в здравом уме и твёрдой памяти с честными намерениями дают друг другу клятву образовать брачный союз, как это описано в Библии, их брак будет признан и освящён Богом, даже если супруги не признают Его участия в своих взаимоотношениях.

Брак между христианином и неверующим противоречит библейскому учению о природе супружества. В Библии всё сказано довольно чётко: «Не преклоняйтесь под ярмо с неверными» (2 Кор. 6:14). Бог не может одобрять подобные союзы. Разве могут супруги достичь духовной близости, если один из них не разделяет убеждения другого? Разногласия по духовным вопросам могут серьёзно ослабить супружеские отношения.

Есть препятствия, мешающие благословить брак между христианином и неверующим. Христианин вступает в завет, предложенный людям Богом в Иисусе Христе. Брак — это завет, установленный Богом так, чтобы Он Сам тоже был его участником. Как может неверующий, не имеющий завета с Богом, заключить такой супружеский завет?

В 1 Кор. 7:14 Павел говорит о браке между христианином и неверующим: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим». Павел пишет, что верующий супруг не должен оставлять неверующего. То, что один из супругов является неверующим, никогда не должно быть причиной развода.

В такой ситуации на верующего супруга возлагается серьёзная ответственность. В своём браке он должен быть свидетелем о Христе и, если всё пойдёт удачно, привести своего супруга к Богу.

Далее Павел говорит в 1 Кор. 7:15-16: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены?»

Утверждение о том, что в этом случае брат или сестра «не связаны», нуждается в нескольких пояснениях. Вопрос заключается в том, может ли такой верующий в дальнейшем снова жениться или выйти замуж. Ясно одно: согласно учению Павла, верующий не обязан всеми силами предотвращать развод, если неверующий хочет с ним развестись. С этим согласны практически все христиане.

Развод

Во времена Моисея правила и устои относительно брака были довольно гибкими. Муж, разлюбивший жену из-за того, что нашёл в ней «что-нибудь противное», мог отпустить её при одном условии: он должен был дать ей разводное письмо (Втор. 24:1). Это было позволительно при наличии «что-нибудь противного». В Библии нет никаких пояснений о том, что именно стоит за это фразой.

Во времена Иисуса на тот счёт существовало два распространённых мнения, причём одно из этих толкований носит несколько более либеральный характер, чем другое.

Последователи раввина Шаммая делали упор на слово «противное» и толковали его как проступок сексуального характера. Приверженцы раввина Гиллеля подчёркивали слово «что-нибудь» и говорили, что «противное» может означать множество разных вещей, включая, например, плохо приготовленный обед.

Если здесь действительно имелась в виду сексуальная безнравственность, то она не включала в себя супружескую измену, так как по закону за прелюбодеяние уже полагалась смерть.

В ветхозаветные времена разводным письмом был документ, подтверждавший, что женщина может повторно выйти замуж. Без него её вполне могли казнить за супружескую измену.

Брачные законы Иисуса гораздо строже закона Моисея. В Мф. 5:31 и 19:8 Иисус упоминает Моисеев закон о разводе и говорит о его толерантности: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с жёнами вашими, а сначала не было так». Затем Он устанавливает Свой закон о браке: «Но Я говорю вам: кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует». В греческом оригинале слово «прелюбодеяние» звучит как «порнейя». Оба текста предельно ясны: для развода есть только одно законное основание: порнейя.

Иными словами, Иисус формулирует Своё учение так: развод следует воспринимать как прелюбодеяние, если только не… Так что не следует видеть в нём простое правило: «Если произошла измена, можете разводиться». Иисус вовсе не говорит, что в этом случае супруги должны развестись; Он даже не говорит, что развод позволителен. Иисус высказывается очень осторожно; по всей видимости, Он прекрасно понимает, как люди могут злоупотребить Его словами.

По-моему, согласно Его учению, в случае измены у супругов есть возможность развода. Согласно Быт. 2 и 3, библейские стандарты для супружеских отношений предполагают взаимную верность, эксклюзивность и прочность. Допустим, один из супругов придерживается этих стандартов, но другой постоянно их нарушает. Тогда о каком-либо завете говорить сложно, потому что завет, который постоянно нарушается, уже не связывает заключившие его стороны.

Бог знает, что люди — народ ненадёжный. Он знает, что на деле брачный завет далёк от совершенства, потому что люди являются грешниками. И брачные узы могут нарушаться несмотря на то, что в них участвует Бог и они подобны втрое скрученному шнуру, который «не скоро порвётся» (Еккл. 4:12).

Те, кто считает, что Библия не разрешает развод ни при каких обстоятельствах, могут возразить и сказать, что, если бы Иисус хотел разрешить развод, Он сказал бы об этом прямо. Как я уже говорил, по-моему, Он воздержался от этого, чтобы люди не злоупотребляли Его словами.

По закону Моисея, женщину, совершившую прелюбодеяние, следовало побить камнями. Однако, скорее всего, это происходило не всегда. В истории об Иисусе и женщине, взятой в прелюбодеянии, мы видим, как Иисус поступил с прежним, жестокосердым законом. Он показал, что ни один из нас не имеет права осуждать другого, потому что и сам не без греха, и подчеркнул необходимость быть милосердными.

 

Ап Фервайен, Искусство счастливого супружества, Гедеон, Хорнаар

Газета Протестант.ру

1

Аватар комментатора

Anton

У Вас ещё один важный случай не рассмотрен: брак христиан, принадлежащих к разным конфессиям.

Добавить комментарий