Число станций московского метро растет — затраты на проходку 1 км. пути — сокращаются


Как экономят

Бэла Ляув

К концу 2020 г. протяженность линий московского метро увеличится в 1,5 раза: добавится более 160 км линий и 78 станций (13 из них уже открыто, введено 26 км). Это позволит снизить нагрузку на действующую сеть и обеспечит шаговую доступность метро 93% жителей Москвы.

На конечную стоимость влияют количество станций, количество выходов из станций, глубина залегания линий, говорит Хуснуллин. Московские чиновники неоднократно заявляли, что стоимость строительства столичной подземки снизилась на 25-30%, а скорость работ увеличилась.

Московские власти впервые сообщили, как будет распределен почти 1 трлн рублей, назначенный на строительство метро. Дороже всех — вторая кольцевая линия: 380 млрд рублей

«Указанные в АИП (адресной инвестиционной программе) цифры помимо стоимости самих строительно-монтажных работ включают затраты на проектно-изыскательские работы, освобождение территории, перекладку инженерных коммуникаций, подключение воды, электроэнергии и т. д. На них может приходиться до 40% затрат», — рассказывает руководитель департамента строительства Андрей Бочкарев.

Пропорции весьма относительные, комментирует один из подрядчиков строительства метро.

Проектные работы в среднем обходятся в 1-3% от общей стоимости, поставка оборудования (эскалаторы, автоматические системы, железнодорожное полотно и т. д.) — в 15-25%, строительно-монтажные работы — в 60-75%, плюс расходы на освобождение площадки. «При планировании размещения станций не всегда есть четкое понимание затрат на освобождение территорий: где-то удается договориться, где-то приходится судиться», — говорит Бочкарев. Например, владелец недвижимости около депо «Лихоборы» требует более 1 млрд руб., а Москва готова заплатить 600 млн руб., рассказал другой московский чиновник.

Прежде строительство 1 км метро (с поправкой на инфляцию) стоило порядка 7 млрд руб., говорит Бочкарев, теперь — не более 4,5 млрд; станции мелкого заложения обходятся в 4,5 млрд, глубокого — в 7 млрд руб. «Москва действительно оптимизирует расходы, — говорит гендиректор «Объединения «Ингеоком» Сергей Кидяев. — Стоимость строительно-монтажных работ сократилась на 25-30%, метростроители работают с доходностью не более 15%». Раньше станция глубокого заложения с 1 км примыкающих линий (на подъезде к станции — максимум инфраструктуры метро) стоила 15-17 млрд руб., сейчас — около 10 млрд, знает он. Но на стоимость влияет сложность. Один из самых дорогих участков в АИП (в пересчете на 1 км пути) — от «Делового центра» до «Парка Победы»: на 3,5 км заложено 17,4 млрд руб. «Парк Победы» — самая глубокая станция в Москве, — поясняет Кидяев («Ингеоком» — генподрядчик). — Мы прошли два тоннеля под Москвой-рекой, не закрывая движения в «Москва-сити». И построили оборотные тупики длиной 600 м, чтобы после конечной станции поезд проехал дальше и развернулся».

В программе развития транспортной системы Москвы указано, что затраты на метро до 2020 г. составят 1 трлн руб. из городского бюджета, а 163 млрд вложат частники. Ранее объявлялось, что китайские госкомпании CIF и CRCC готовы вложить $2 млрд в строительство новой ветки на Юго-Западе. О намерении инвестировать около 40 млрд руб. сообщала и компания Вадима Мошковича «Масштаб».

 

«Ведомости», 10.11.2014, №208 (3712).

Добавить комментарий