Роль молитвы в подготовке Библейских проповедей

Джеймс Е. Росскап

В библейские времена молитва всегда играла важнейшую роль в служении. Времена меняются, но она остается основополагающей для проповедников.

Книги, в которых значение молитвы умаляется

Забавно, что часто в книгах об основных моментах подготовки к проповеди, не говорится о молитве. Это тем более странно, когда авторы претендуют на обучение библейским образцам. Когда они обсуждают те моменты, которые считают значительными, молитвы среди них нет, как будто она не является жизненно важной. Пренебрежение молитвой сводит ее роль до минимума. Справедливости ради следует усомниться в том, что эти авторы сознательно хотели создать такое впечатление. Тем не менее, когда о молитве говорится мало или вообще ничего, а об искусстве человека и подготовке — много, можно сделать только один вывод. Некоторые книги надо долго просматривать, чтобы найти краткое упоминание о важности молитвы. Читатель не видит этой мысли в заголовках, подзаголовках или выделенных фразах. Вместо этого, упоминание о молитве появляется в самом конце или в кратком обсуждении содержания, как мысль напоследок. К счастью, некоторые авторы, в прошлом мало писавшие о молитве, уделяют ей много внимания в своих книгах. Как может писатель так мало внимания уделять молитве, если в Писании говорится о ее огромном значении в подготовке к проповеди?

Книги, в которых подчеркивается важность молитвы

В книгах, посвященных проповеди или биографиям проповедников, молитве уделяется много внимания.

Она часто упоминается или выносится на первый план, или же в книге выражается уверенность в ее первостепенной роли в подготовке посланий.20′ Есть целые книги, посвященные исключительно значению молитвы для проповедника.

Действительно, в проповеди есть много важных моментов. Ни один сознательный глашатай Бога не должен обдуманно пренебрегать каким-либо из них. Он должен трудиться над экзегетикой текста, использовать надежные источники, развивать свой ум, много читая, стремиться к точности, составлять ясные схемы. Он должен искать яркие сравнения, заучивать Писание, проглатывать пособия по благовествованию и воспитанию и всегда помнить о Боге. Он может записывать свое послание полностью или проповедовать с помощью тезисов. Он должен соединять воедино детали и четко переходить от одного факта к другому. Он должен знать людей, к которым обращается. Он должен помнить об искренности, энтузиазме, артистизме, силе, благодати и сдержанном юморе. Он должен обращать внимание на произношение, жесты, темперамент, время, зрительный контакт и другие моменты и воздерживаться от замечаний, которые могли бы повредить кому-то.

Когда мы делаем акцент на молитве, мы не хотим умалить значение какого-либо из этих моментов, но они тоже не должны затмевать важность молитвы. К сожалению, проповедники нарушают равновесие н сколькими способами.

1.    Они обращают внимание только на молитву и отказываются исполнять свои обязанности как тружеников Божьих, усердно занимаясь.

2.    Они уделяют внимание только человеческим аспектам подготовки проповеди и не полагаются на Бога в молитве. Бог может благословить их, несмотря на это, но проповедник преподносит другим лишь результат человеческого искусства. Изящная техника проповеди производит впечатление, но ей недостает жизненной силы.

3.    Они делают акцент на изобретательности, но предлагают лишь слабое изложение Слова Божьего, без усердного изучения и молитвы. Им нечем накормить голодающих, они мало уповают на Бога.

Но есть и хорошая новость! Проповедники могут обрести равновесие. Они могут молитвенно выбирать текст и усердно изучать его, с молитвой и с помощью книг, проясняющих его значение. Они старательно ищут свежие примеры, трудятся, чтобы хорошо организовать материл и красиво его оформить. Они все время молятся. Затем они передают свои послания, усиленные благодаря благочестивой жизни и упованию на Бога. Это наилучший путь. Молитва — основная сила, но и к другим существенным моментам не стоит относиться легкомысленно.

 

Мак-Артур-младший, Джон. Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий