Супружество как неотъемлемая часть Божиих уставов творения


О. Палмер Робертсон

Брак и супружество — это Божий устав творения, оказавший влияние на всю жизнь человека. Сам Бог при творении указал: «не хорошо человеку быть одному» (Быт. 2:18). Поэтому Бог сотворил человеку «помощника, соответственного ему».

В том, что начало супружеству было положено при творении, заключен глубокий смысл. Возводя устав супружества к самому акту творения, Писание устраняет всякие сомнения относительно святости брака. Господь-Творец освятил брак со времен сотворения человека.

На основании свидетельства Писания можно сделать несколько важных выводов об уставе супружества, данном при творении.

Во-первых, следует сказать о чуде слияния двух личностей, которое составляет самую суть брачных уз. Единение, воплощенное в браке, связано с сокровенным актом создания женщины. Поскольку первая женщина была сотворена из ребра мужа, каждый мужчина после Адама должен оставить своих родителей и прилепиться к жене своей, так, чтобы двое стали одним существом (Быт. 2:22-24).

Превращение двоих в «одну плоть,» о котором говорится в Библии, относится не просто к различным сторонам осуществления брачных отношений. Эти слова относятся скорее к постоянному единению, которое достигается в супружестве.

Такое слияние личностей, учрежденное при творении, подразумевает, что в такие отношения могут вступать двое и только двое. Текст в Книге Бытия говорит, что мужчина прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2:24). Смысл этого утверждения совершенно ясен — «один мужчина должен быть соединен с одной женщиной, и двое становятся одной плотью.»

Хотя в тексте Бытия нет слова «двое,» именно это, по недвусмысленному толкованию Иисуса, подразумевается в упомянутом отрывке. Разбирая вопрос о разводе, Он ссылается на порядок, учрежденный Творцом. «Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их…посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,» – говорит Иисус ( Матф. 19:4, 5; ср. с Мк. 10:6-8; Еф. 5:31). Он поясняет, что мужчина и женщина уже не двое, но одна плоть, поскольку Бог-Творец соединил их (Матф. 19:6).

В этих отрывках подчеркивается слияние двух личностей, достигаемое в супружестве. Согласно уставу творения, брак связывает две личности воедино.

Во-вторых, устав творения определяет внутреннюю структуру института брака, учрежденного Богом. Поскольку человеку не хорошо быть одному, Бог объявляет, что сотворит … , «помощника, соответственного ему » (Быт. 2:18).

Согласно этой фразе, женщина была сотворена Богом, чтобы в брачных отношениях стать помощницей мужчине. Такой внутренний порядок брачных отношений находит ясное подтверждение в Новом Завете. Апостол Павел утверждает, что не мужчина был создан для женщины, а женщина была сотворена для мужчины (1Кор. 11:9). Цель, для которой сотворен мужчина, — не в том, чтобы быть помощником женщины. Но цель жизни женщины — славить Бога, будучи помощницей мужчины.

В том, как Писание говорит о роли женщины в браке, нужно отметить важный элемент, восстанавливающий равновесие. Действительно, женщина сотворена, чтобы быть помощником мужчине. Но помощником, «соответственным» ему. Все творение Божие так или иначе может оказывать помощь человеку. Но нигде в сотворенном мире не нашлось помощника, «соответственного» ему (Быт. 2:20). Только женщина, которая была «взята от мужа», могла стать ему тем помощником, какой ему был нужен.

Это особое положение женщины свидетельствует о том, что как личность она не менее значительна, чем мужчина. Наравне с ним она несет в себе образ и подобие Божие (Быт. 1:27). Только как равная личность может женщина «соответствовать» мужчине.

Дальнейшее откровение Писания указывает, что женщина призвана помогать мужчине именно в том, чтобы привести все творение к предустановленному совершенству. На небесах люди не женятся и не выходят замуж (Матф. 22:30). Когда творение придет к совершенству, роль женщины как помощника мужчины подойдет к концу. Несущая в себе самой образ Бога, женщина, личность которой обретет совершенную полноту, возрадуется свершению замыслов Божиих. Ныне женщина разделяет с мужчиной обязанность владеть землей во славу Божию.

Вместе с ним она призвана создавать такое общество, которое прославляло бы Бога-Творца.

Равенство мужчин и женщин перед благой вестью является эсхатологическим провозвестием положения женщины в вечности. Если речь идет об этой высокой чести и ответственности, о том, чтобы откликнуться верою на благую весть, то нет уже ни «мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28).

Более того, из-за неблагополучного состояния современного человечества не все мужчины и женщины оказываются связанными брачными узами. Божие повеление плодиться, размножаться и наполнять землю относится и к сегодняшнему человеку, а супружество остается для него установлением, данным при творении; тем не менее не следует, сопоставляя слова апостола о том, что «хорошо человеку не касаться женщины» (1 Кор. 7:1) со сказанным при творении «не хорошо человеку быть одному» (Быт. 2:18), усматривать в этом некое противоречие. На основании дара безбрачия, данного от Бога (1 Кор. 7:7), и «по настоящей нужде» (1 Кор. 7:26), мужчина или женщина могут оставаться безбрачными.

При сотворении мира Бог увещевает человека плодиться и размножаться и наполнять землю. Эта заповедь позволяет уяснить кое-что очень важное о роли мужчины в семейных отношениях. Мужчина должен любить жену и заботиться о ней, особенно когда она исполняет свою роль матери. Апостол Павел увещевает мужей любить жен, как Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее (Еф. 5:15). Именно муж обязан быть главой в супружеских отношениях. Однако он должен выполнять эту обязанность не как надменный или властный глава, но как глава спасающий. В особенности ему следует помнить, что:

Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе, Ибо, как жена от мужа, так и муж чрез жену; все же — от Бога. (1Кор. 11:11, 12).

Мужчину не только нельзя назвать независимым от женщины, но и существованием своим он обязан ей. В Господе эти две формы человеческого бытия сливаются во взаимной зависимости, и это подтверждает, что все творение исходит от Бога.

В любом случае, внутренняя структура брака определена творением. Женщина — это «помощник, соответственный» мужчине. Мужчина — глава жене, любящий ее как самого себя.

В-третьих, нужно упомянуть и о влиянии устава о супружестве на различные отклонения в отношениях между полами. Поскольку порядок в отношениях мужчины и женщины был учрежден творением, пренебрегать им или заменять его чем-то другим нельзя.

Полигамия противоречит уставу о браке, данному при творении. От первого человека была сотворена единственная женщина, и это подчеркивает цельность и замкнутость союза, возникающего в супружестве. Третья сторона никоим образом не может войти в уже существующий союз, не разрушив его. «От начала» Бог указал, что двое и только двое должны быть одною плотью.

Уставу о браке, данному при творении, противоречит развод. Мужчину и женщину соединяет Творец. Никто не имеет права разлучать то, что сочетал Бог. Только прелюбодеяние, при котором брачный союз уже разрушен (Матф. 5:32), или «такое намеренное оставление семьи, которое уже никоим образом не может быть исправлено ни Церковью, ни гражданской властью», могут считаться достаточными основаниями для расторжения брака (Вестминстерское Исповедание веры, гл. 25, 6; ср. с 1Кор. 7:15).

Противоречит уставу о браке, данному при творении, и гомосексуальность. В соответствии с уставами творения, мужчина должен оставит отца и мать, чтобы прилепиться к жене своей. В этой структуре нет никаких признаков терпимости к однополым отношениям. Только при соединении одного мужчины с одной женщиной Божие установление можно считать исполненным. Апостол Павел без колебаний обличает сексуальные отклонения и указывает, что им предаются те, от кого отступился Бог, и что Бог отступается от тех, кто предается им :

Они заменили истину Божью ложью и поклонялись твари вместо Творца. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их изменили естественное употребление противоестественным; Подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение (Рим. 1:26, 27).

Божий устав о браке и семье обладает непреходящей ценностью в искупительных замыслах. Рост человечества, возможный благодаря уставу о супружестве, представляет собой одно из основных средств, с помощью которых воплощаются Божии замыслы об искуплении. Бог воплощает Свои искупительные предначертания способом, который соответствует уставам творения, а не противоречит им.

Следовательно, брак можно рассматривать как один из наиболее значительных аспектов Божиих уставов творения. Этот устав имеет непреходящее значение и остается обязательным для человека искупленного.

 

О. Палмер Робертсон, Христос Божьих заветов, Copyright 1980, ISBN: 0-87552 — 418 – 4, Перевод Елены Богат Редактор Елена Шустова

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий