Когда мы можем получить награды, обещанные Богом


Время получения наград

С. Г. Кузнецов

Когда же христиане получат награду? В Новом Завете обретение наград во многих текстах ассоциируется с пришествием Христа. Сам Он говорит: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Отк. 22:12). Ту же мысль мы встречаем и в других текстах: Мф. 24:42-47, 1 Ин. 2:28, 1 Кор. 4:5, 1 Фес. 2:19, Иак. 5:7-8.

Если говорить точнее, то награждение будет происходить во время суда Христова. Так Павел увещевает: «И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:9,10).

Этот суд не будет решать вопрос вечного спасения или погибели. Этот суд предназначается исключительно для тех, чьи грехи омыты жертвой Христа. Вход в Царство Божье для этих людей уже не подлежит сомнению. На этом суде будут только верующие, которым Христос пообещал: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).

Если никого не собираются осуждать, то зачем суд? Судилище Христово это не суд присяжных заседателей, выносящий вердикт «виновен» или «невиновен». Этот суд предназначен для распределения наград. Джозеф Уолл пишет об этом судилище следующее:

Суд перед престолом Христа Судьи (пред бема) — это не суд закона. Здесь не рассматривается грех и его последствия. Крест навсегда отменил это наказание. Напротив, бема — время, когда оценивают каждого члена общей семьи после этой жизни, время, когда Иисус оценивает нашу жизнь и нашу преданность Ему не ради наказания, но как основание для награды — награды за работу, выполненную под водительством Духа Святого!

Здесь оцениваются достижения христиан в подражании Христу. На этом суде перед Христом, Его Ангелами и святыми предстанет каждый христианин (Рим. 14:10; 2 Кор. 5:10; 2 Тим. 4:8).

Слово р^да (бема) — судилище — встречается в Новом Завете 10 раз и именно это слово употреблено в отношении суда над христианами. В синодальном переводе Библии оно переводится как «судейское место» или «судилище», т.е. место суда. Судилище упоминается в связи с совершением суда римскими прокураторами Пилатом (Мф. 27:19; Ин. 19:13) и Фестом (Деян. 25:6,17), а также проконсулом Галлионом (Деян. 18:12,16) . Интересные исторические данные по поводу судилища приводит Уолл в своей книге «За наградами в вечности». Вот что он пишет:

Слово «бема» означает платформу, возвышенное место или ступеньку. Это слово использовалось для обозначения возвышенного места или платформы (Деян. 12:21), добраться до которой можно было по ступенькам, и первоначально такое место было установлено в Афинах, на холме Пникс, где располагалось законодательное собрание; оттуда произносились речи. В греко-римском мире греческий термин переводился латинским словом «tribunal». Латинским словом «tribunal» и греческим «бема» обозначали плоскую возвышенность, на которой стояло кресло правителя, когда он издавал декреты или судил. На трибунал по окончании битвы усаживались императоры или полководцы, чтобы наградить плетеными венками героев, обеспечивших победу. Кроме того, термином «бема» обозначалось возвышение в синагогах, с которого вслух читалось Писание, и раввины оглашали заповеди Божьи. И наконец, термином «бема» обозначали место, где присуждались и вручались награды на древнегреческом атлетическом соревновании во время Панэллинских празднеств, таких, как Истминские и Олимпийские игры.

Итак, каждому христианину предстоит предстать перед судьей Христом, сидящем на судейском троне, где «каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:12).

Один из основных текстов, раскрывающих события и принципы этого суда, мы находим в 1-ом Послании к Коринфянам:

Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,- каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3:8-15).

Принципы суда, изложенные в этом тексте, мы рассмотрим позже, а сейчас для нас важно отметить, что Христос будет оценивать служение каждого Своего «соработника» и «каждый получит награду по своему труду». Христос как бы проведет все наши дела через огонь, испытывающий их качество и вечную ценность. Важно заметить, что награды будут различными, в зависимости от ценности служения христианина в глазах Христа, а некоторые и вовсе останутся без награды.

Тиссен пишет: «Нет сомнений, что многие будут принадлежать к той группе, которая будет спасена, но у которой будет мало наград; у других же будет много наград».

Итак, время получения наград — суд Христов над верующими, сразу после Его пришествия. В связи с этим возникает еще один вопрос. О каком именно пришествии идет речь: о пришествии Христа за церковью (восхищение) или о пришествии Христа на землю (установление Царства)? Многие богословы объединяют эти два события. Однако, такая позиция создает много вопросов и вносит путаницу при исследовании библейских свидетельств. Например, упоминание Павла, что «пришествие Господа нашего Иисуса Христа» произойдет вместе «со всеми святыми Его» (1 Фес. 3:13), требует, чтобы эти святые уже были со Христом еще до Его сошествия на землю. Кроме того, Иисус обещал сохранить церковь от «годины искушения, которая придет на всю вселенную» (Отк. 3:10), т.е. забрать церковь до начала великой скорби. Поэтому лучше различать две фазы второго пришествия. Первая фаза — пришествие Христа за церковью. Во время этого пришествия Христос спускается за церковью с небес, но не на землю, а на облака, где и происходит воссоединение всей церкви в новых телах (1 Фес. 4:16-17 и 2 Фес. 2:1). Вторая фаза пришествия — сошествие Христа на землю вместе со святыми и установление Царства (Мф. 24:29-30; 25:31-46).

Если считать, что восхищение церкви произойдет до периода скорби, а сошествие Христа на землю в конце этого периода, то необходимо определить, когда произойдет судилище Христово над верующими. Есть два варианта: в период между восхищением и сошествием на землю или после сошествия на землю вместе со Христом. В пользу первого варианта есть серьезные аргументы.

Во-первых, восхищение церкви связано с воскресением христиан из мертвых и преображением христиан живущих на тот момент на земле. Все они получат новые тела, причем тела прославленные. Слава верующих, как мы уже говорили, будет различной. Кроме того, слава будет тесно связана с сущностью новых тел. Это требует, чтобы слава новых тел была определена уже в момент воскресения, иначе прославление нужно было бы отделить по времени от воскресения. А это противоречит словам Священного Писания: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» (1 Кор. 15:42,43).

Во-вторых, судилище Христово, предназначено только для церкви и имеет целью распределение наград, а не оправдание или осуждение. Наихудшим решением на судилище Христовом будет лишение некоторых наград, но не лишение вечной жизни (1 Кор. 3:14-15). А при пришествии Христа на землю описан суд, на котором предстанут все народы, живущие на земле на тот момент. На этом суде Христос для многих произнесет страшный приговор, как написано: «Пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

В-третьих, при описании святых, грядущих на землю со Христом во славе, возникает представление, что с этими святыми все вопросы уже решены, и они сразу вступают на царствование с Иисусом. Святые уже во славе, уже определена их близость ко Христу. Уже нет необходимости их утешать или одобрять. Они уже разделяют с Иисусом вечную жизнь, праведность, славу.

В-четвертых, логично представить, что судилище предшествует браку Агнца с церковью. А сам брак начнется на небесах во время земного периода скорби. Определенный намек на это можно увидеть в словах Христа: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:2,3). Иисус явно шел на небеса. Именно на небесах должны находиться и обители Отца. Иисус придет снова, чтобы забрать верующих на небо. Это описание похоже на подготовку к браку в еврейской традиции. Жених должен был привести невесту в дом своего отца, где и проходило бракосочетание. Если в доме отца не было готового помещения, то после помолвки жених оставлял невесту в её доме и возвращался в дом отца. Там он готовил место для своей будущей семьи, а потом возвращался к невесте, чтобы забрать её из родительского дома и увезти в приготовленное помещение. Вот одно из описаний иудейского брака:

Свадьбу справляли, когда в доме жениха заканчивались все необходимые приготовления. Вечером жених со своими друзьями приходил к невесте. Она ждала в свадебном наряде, под покрывалом, в украшениях, подаренных женихом. Затем жених, шафер и их ближайшие друзья (называвшиеся «сынами брачного чертога») приводили невесту в дом жениха или его родителей, где устраивался брачный пир. Гости в своих лучших одеждах встречали молодых по дороге и провожали их в новый дом, освещая путь горящими факелами.

Далее жених и невеста уединялись для первых интимных отношений и через некоторое время выходили к гостям, вынося одежду, служившую постелью, как доказательство девственности невесты (Втор. 22:13-17). После этого начинался сам брачный пир, как это описано в книге Песнь Песней (Песн. 5:1). Как видно из этой традиции, свои подарки жених дарил невесте до свадьбы. Вероятно, в период между восхищением и пришествием на землю, состоится суд верующих, где они получат награды, потом будет первый этап брака — уединение с женихом, а сам брачный пир, с участием гостей, будет проходить уже после возвращения на землю (Отк. 19:6-9, Мф. 26:29).

Еще одним аргументом в поддержку такой позиции являются слова Христа о наградах: «воздастся тебе в воскресение праведных» (Лук. 14:14). В этом тексте Христос призывал слушателей совершать дела милосердия бескорыстно, не ожидая ответных даров от людей, но делая это со смирением. Основным мотивом такого поведения Иисус сделал ожидание небесной награды, которую получат праведники в жизни вечной. Процесс награждения Господь связывает с моментом воскресения праведников. Это еще одно подтверждение того, что будет несколько воскресений, поскольку Он выделил «воскресение праведных» в отдельную категорию. С этим согласны и другие тексты Нового Завета. Данный текст не предполагает какого-то продолжительного ожидания вознаграждения после воскресения из мертвых. Напротив, воскресение и награждение выглядят, скорее, как одно событие. Таким образом, награждение должно непосредственно следовать за воскресением. Возможно, что Христос воскресит церковь, соберет её на облаках, потом вознесется с церковью опять на небо и там совершит суд (бема), на котором и определит награды. После воскресения из мертвых нет никаких видимых причин откладывать это судилище и вознаграждение христиан.

Итак, можно утверждать, что церковь получит свои награды на судилище Христовом на небесах сразу после восхищения или даже в сам момент восхищения . Это будет славным временем для христиан, временем торжества и радости, временем славы и воссоединения с Возлюбленным Христом.

 

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий