Вспышка идолопоклонства – бунт против Бога


Исход (Гл. 32, 33)

Уильям Макдональд

Золотой телец (32:1-10)

Моисей не приходил, и терпение народа иссякло. Они потребовали, чтобы Аарон сделал им идола. Аарон покорился их желанию, переплавив золотые серьги в литого тельца, совершив то, что строго и недвусмысленно запрещалось (Исх. 20:4). Затем народ устроил бурное веселье, где они поклонялись идолу, ели, пили и предавались разврату. Они делали вид, что поклоняются Господу (ст. 5), поклоняясь тельцу. Когда израильтяне выходили из Египта, Господь благословил их, дав им много золота (12:35, 36), но благословение обратилось в проклятие, потому что сердца людей были лукавы. Бог сообщил Моисею о том, что происходит в стане (ст. 7, 8) и сказал, что намеревается истребить этот народ (ст. 9, 10).

Заступничество и гнев Моисея (32:11-35)

В ответ на это Моисей предстает одним из величайших заступников в Библии. Обратите внимание на убедительные доводы, которые он приводит. Народ принадлежит Господу (ст. 11, 12). Бог заботится о них настолько, что вывел их из Египта (ст. 11). Египтяне будут злорадствовать, если Господь сделает со Своим народом то, чего не смогли сделать они уничтожить его (ст. 12). Господь должен хранить верность завету, заключенному с патриархами (ст. 13).

«И отменил Господь зло» (ст. 14). «Зло» в данном контексте означает наказание. По молитве Моисея Господь отменил наказание, которое собирался наложить на Свой народ.

Моисей спустился с горы, неся в руках две скрижали откровения. По дороге он встретил Иисуса Навина. Когда Моисей пришел в стан, развратный идолопоклоннический праздник был в самом разгаре. Моисей, исполнившись праведным гневом, разбил скрижали с заповедями, показывая этим народу серьезность его греха. Затем Моисей сжег тельца, «и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» (ст. 20). Возможно, здесь подразумевается, что наши грехи обращаются против нас же самих, и тогда нам приходится пить их горькую чашу.

Моисей спросил у Аарона, чем этот народ заслужил такой соблазн. Аарон в свое оправдание сказал, что золотой телец вышел из огня как бы сам по себе (ст. 24). Только благодаря заступнической молитве Моисея Господь не убил Аарона (Втор. 9:19, 20). Некоторые из народа продолжали бушевать. И тогда Моисей призвал всех, кто остался верным. Племя Левия ответило на призыв Моисея. Они вооружились и стали убивать мечами «необузданных» (в переводе НАСБ «неконтролируемых»). Не пощадили даже ближайших родственников (ст. 25-29). Здесь мы видим, как нарушение закона принесло смерть трем тысячам людей. А в День Пятидесятницы Евангелие благодати принесло спасение трем тысячам людей. Вполне возможно, что именно героизм и верность левитов стало причиной избрания их племени для священства (см. ст. 29).

32:3035 Моисей возвратился на гору для встречи с Господом, думая, что он сможет искупить грех народа (ст. 30-32). Отвечая, Господь говорит о двух намерениях. Во-первых, Он накажет тех, кто сделал тельца (в ст. 35 мы читаем, что они были наказаны, когда Господь поразил народ мором). Во-вторых, Он пошлет Ангела Своего, Который будет идти перед Моисеем и введет израильтян в Землю Обетованную. В стихе 32 очень ярко проявляется характер Моисея — он готов был умереть за свой народ. «Изгладь и меня из книги Твоей», это образное выражение следует понимать так: «Забери мою жизнь». Бог пощадил Моисея, но не пощадил Своего возлюбленного Сына. Господь Иисус, будучи праведен, умер за неправедных!

Раскаяние народа (33:16)

Господь отказался сопровождать грешных израильтян в Ханаан, чтобы они не вынудили Его погубить их в пути. Вместо Себя Он решил послать Ангела. Услышав об этом, люди опечалились. Они заплакали и сняли с себя украшения, потому что из подобных украшений был сделан золотой телец. Это произошло у горы Хорива, и с тех пор они не носили украшений.

Молитва Моисея (33:12-23)

Моисей попросил, чтобы Бог Сам ввел народ Свой в Ханаан. Тогда Господь благосклонно пообещал, что Сам пойдет с народом. Ничто другое Моисея не устраивало. Как и Ной, Моисей обрел благоволение в очах Божиих, и Господь ответил на его молитву. «Безопасность это не отсутствие опасности, а присутствие Бога».

И тогда Моисей просит Бога показать Свою славу. Господь отвечает, что явит Себя Бога благодати и сострадания (см. Исх. 34:6, 7). Моисей не мог увидеть лица Господа и остаться в живых, но Бог позволил ему встать на скале в то время, как слава Господня будет проходить мимо. Моисею было обещано, что он увидит Бога сзади. Это, конечно же, образное выражение, потому что у Бога нет тела (Ин. 4:24). Хайвел Джонс так комментирует этот отрывок: «Моисею предстоит увидеть отблеск, который является надежным свидетельством того, какой будет полнота величия Его славы». Никто не может увидеть лик Божий и остаться в живых (ст. 20). Это значит, что никто не может увидеть без завесы славу Бога, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16). В этом смысле никто никогда не видел Бога (1 Ин. 4:12). Как же тогда истолковать те места в Библии, где люди видели Бога и не умерли? Например, Агарь (Быт. 16:13); Иаков (Быт. 32:30); Моисей, Аарон, Надав, Авиуд и семьдесят старейшин Израиля (Исх. 24:9-11); Гедеон (Суд. 6:22, 23); Маной и его жена (Суд. 13:22); Исаия (Ис. 6:1); Иезекииль (Иез. 1:26, ср. 10:20); Иоанн (Откр. 1:17).

Дело в том, что все эти люди видели Бога в Иисусе Христе. Иногда Он являлся как Ангел Господень (см. 6 главу Книги Судей, где объясняется эта доктрина), иногда как Человек, а один раз явил Себя в Голосе (Исх. 24:9-11; ср. Втор. 4:12). Единородный Сын Божий, сущий в недре Отчем, явил Бога во всей полноте (Ин. 1:18). Христос есть сияние славы Божией и образ ипостаси Его (Евр. 1:3). Поэтому Он мог говорить: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9).

 

Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.Christliche LiteraturVerbreitung e.V. Postfach 110135 • 33661 Bielefeld

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий