Шанхайская организация сотрудничества как реальность и будущее России


Шилина М. Г.

Глобализация и регионализация все активнее обусловливают экономическую взаимосвязь государств в современном мире. Происходит рост количества новых и расширение существующих интеграционных объединений и переход к новым формам взаимодействия. Центр политического и экономического влияния сегодня, в том числе в результате финансово-экономического кризиса смещается на Восток. По мнению экспертов, организация, состоящая в основном из азиатских стран, может уверенно заявить о себе как о новом региональном игроке в международной политике.

Россия в силу своего трансконтинентального положения вовлечена в два интеграционных процесса. В 1990-е годы основное внимание уделялось экономической интеграции с Европейским союзом, с 2000-х годов начали интенсифицироваться процессы экономической интеграции со странами СНГ и Азии.

Новые векторы и возможности дальнейшего развития как глобализации, так и интеграции со странами Азиатского региона для России продемонстрировала сложившаяся в 2014 году сложная политическая и экономическая ситуация, обусловленная, в первую очередь, с кризисом в Украине. В итоге Президент России Владимир Путин на саммите АТЭС в Пекине (10-11 ноября 2014 г.) заявил, что Россия планирует увеличить долю торговли со странами АТР до 40% общего объёма товарооборота.

Рост политической и экономической активности в странах Азии и существенное усиление их влияния на глобальные и региональные процессы обусловливает актуальность исследования международных организаций в данном регионе. На этом фоне особый интерес представляет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), как наиболее гибкая    региональная    организация, развивающаяся в новой системе смещенного баланса сил.

ШОС создана в 2001 году. В организацию входят Россия, Казахстан, Китай, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. В числе государств-наблюдателей при ШОС – Индия, Пакистан, Монголия, Афганистан и Иран. По своему потенциалу ШОС относится к крупнейшим региональным многосторонним объединениям государств: общая площадь государств-членов ШОС составляет около 30 млн. 189 тыс. кв. км, то есть 60% площади Евразии, население 1 млрд. 455 млн. человек, 25% населения планеты (общая численность населения стран, входящих в ШОС в качестве постоянных членов и наблюдателей, около 45% населения Земли). Также ШОС обладает существенными трудовыми и природными ресурсами (пока еще малоиспользуемые запасы углеводородов, металлы, редкоземельные элементы, водные ресурсы). В новейший период в рамках организации формируются новые направления, проекты и механизмы экономического сотрудничества, имеющие потенциал влияния на глобальную экономику (например, решение о переходе на торговлю с Китаем в национальной валюте, в связи с нестабильностью доллара).

ШОС как региональная международная организация в глобальном контексте

Региональное экономическое сотрудничество позволяет странам эффективнее справляться с вызовами глобализации и усилением международной конкуренции, особенно в условиях медленного продвижения многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО. В развитии современных экономических связей все более значимую роль выполняют региональные экономические объединения государств, которых насчитывается в мире более ста.

Политические и экономические трансформации обусловливают оперативное создание новых форматов региональных организаций, одной из которых является ШОС. Проект Шанхайской организации сотрудничества возник у Москвы и Пекина в то время, когда США, выступая в качестве единственной мировой сверхдержавы, проводили политику создания новой глобальной системы влияния. Россия, которая после распада Советского Союза начала вновь набирать силу, совместно с Китаем, которому был нужен партнер в конкуренции с Западом и Японией, стали инициаторами заключения договора о создании Шанхайской организации7. Также Россия, как крупнейшее государство СНГ, которое имеет собственные интересы в процессах интеграции и сотрудничества стран СНГ со странами Запада и Соединенными Штатами, способствовала объединению части государств СНГ Центрально-Азиатского региона в рамках данного нового регионального договора. Сегодня возможности ШОС на международной арене определяются, в первую очередь, участием в организации России и Китая, постоянных членов Совета Безопасности ООН, стран с существенным экономическим и политическим потенциалом.

ШОС, которая изначально создавалась с целью совместной защиты границ государств-участников, достаточно быстро обрела экономический вектор деятельности.

Шанхайская организация сотрудничества, как отметил президент РФ В.В. Путин в ходе пресс-конференции 18 декабря 2014 года, создавалась как структура для решения пограничных вопросов и она «в этой части сработала очень эффективно и выполнила свою задачу». Сегодня же «эта структура вышла за рамки своих первоначальных границ», вышла за рамки тех задач, ради которых создавалась, потому, что «она востребована».

Процессы интеграции в регионе позволяют странам-участникам решать существенные социально-экономические проблемы. Так, факторы географической близости позволяют продвигать взаимные интересы, способствуют согласованию вопросов внешней политики. Создаются предпосылки для гармонизации правового пространства; привлечения иностранных инвестиций; получения доступа товаров на рынки других государств; для создания институтов, обеспечивающих стабильную экономическую деятельность; для упрощения процедур торговли и транспортного взаимодействия; распространения коммерческой информации.

Для России участие в ШОС напрямую определяет степень интеграции страны в глобальную экономику и влияет на экономическое развитие в долгосрочной перспективе. В частности, это еще раз подчеркивалось всеми государствами-участниками в ходе конференции «Роль России в развитии ШОС» в Москве 17 декабря 2014 года. Председательство России в ШОС в 2015 году предполагает новые возможности для проведения экономического и политического курса.

Для стран Азии участие в региональной организации, членами которой являются две такие крупные державы, как Россия и Китай, повышает международный престиж каждого из ее членов10, повышает интерес к ней со стороны многих государств. Так, Пакистан, Индия и Иран уже заявили о стремлении сменить статус государств-наблюдателей и стать полноправными членами ШОС. Всё большее число стран обращается в организацию за получением статуса наблюдателя или партнёра по диалогу.

Следует отметить, что имеются проблемы и разногласия внутри самой организации. В частности, несмотря на заинтересованность в сотрудничестве, устоявшихся механизмов взаимодействия пока не выработано, что влечет некоторые затруднения и критику со стороны экспертов, и эти проблемы пока не решены, что подтвердил прошедший в сентябре 2014 г. в Душанбе Саммит ШОС.

Согласованные подходы к поиску решения общих проблем найдут своё отражение в Стратегии развития ШОС до 2025 года, которую планируется подготовить к заседанию Совета глав государств в Уфе в 2015 году13. Документ призван придать дополнительный импульс как взаимодействию в рамках ШОС, так и расширению её сотрудничества с ведущими многосторонними структурами, прежде всего ООН и её специализированными учреждениями. Предусматривается также установление связей с Евразийским экономическим союзом.

В настоящее время ШОС выступает как действенный инструмент региональной экономической интеграции и кооперации, является средством экономического и политического влияния в центрально-азиатском регионе. В условиях постоянных кризисных изменений в мире ШОС, по словам министра иностранных дел РФ С. Лаврова, «стала авторитетным объединением, весомым фактором формирования новой полицентричной системы мироустройства».

Возможно предложить следующую системно-функциональную классификацию основных этапов развития ШОС. Первый этап – региональной (Центрально-азиатской) активности в 1996 – 2004 гг. На данном этапе основная деятельность организации была посвящена вопросам безопасности. Второй этап – активизация экономического направления, более широкая евразийская активность (с 2004 г. по 2013 г.). В настоящее время, по нашему мнению, можно говорить о том, что организация выходит на новый, третий этап в своем развитии – этап интенсификации экономического направления и расширения организации, путем включения новых государств, усиливается ее политическое влияние.

Таким образом, на фоне происходящих в мире политических процессов и сложной экономической ситуации, отхода от однополярного мироустройства, ШОС представляет собой динамично развивающуюся региональную организацию, способную объединить вокруг себя государства, которые обладают существенным потенциалом. Все это является преимуществом ШОС и выводит организацию на новый уровень функционирования и влияния в глобальном контексте.

 

Факультет права, кафедра международного права, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, 2014

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий