Аврелий Пруденций — первый христианский поэт и мыслитель


Аврелий Пруденций Клемент – позднеримский христианский поэт и мыслитель родился в Испании в 348 г., а умер после 405 г. Никаких сведений о его жизни, кроме того, что сообщает он сам в «Предисловии» к своим стихотворениям, не имеется.

 

«Предисловие» — краткая автобиография. Написана она исключительными по благозвучию трехстрочными строфами, ранее в латинской поэзии не употреблявшимися: гликоней, асклепиадов стих, большой асклспиадов стих.

Двенадцать «Повседневных гимнов» относятся преимущественно к тем часам дня, в какие предписывались молитвы в воспоминание событий, о которых говорится в Новом Завете, а также к некоторым событиям обыденной жизни. Написаны они девятью различными лирическими размерами.

В поэмах Пруденция излагается учение о богочеловечестве Иисуса Христа и обличаются учения еретиков и иудеев. Поэме «О божестве» предшествует небольшой гимн «О Троице», написанный дактилическим гексаметром. «Борьба в душе» («Психомахия»), самая известная из поэм Пруденция, изображает борьбу добродетелей и страстей в душе человека. Эта поэма в литературном отношении очень интересна тем, что это первый пример чисто аллегорического произведения в латинской литературе. «Психомахия» вызвала много подражаний на протяжении средневековья. Поэма «Против Симмаха» в двух книгах — подробное обличение языческих верований, направленное против современника Пруденция, знаменитого оратора Симмаха.

«Книга о венцах» — гимны о мучениках и мученицах первых веков христианства. При составлении этих гимнов Пруденций пользовался как устными преданиями, так и сочинениями церковных писателей. 14 гимнов этой книги написаны двенадцатью стихотворными размерами (см. «Мучение Агнии»).

Совсем особое место занимают 49 четверостиший, относящихся к событиям Ветхого и Нового Заветов. Четверостишия носят общее название — «Двойное подкрепление» и снабжены особыми заглавиями. Вероятнее всего, это — подписи к изображениям для украшения стен храма. Все они написаны дактилическим гексаметром.

«Послесловие» заканчивает весь цикл стихотворений Пруденция и примыкает к заключительным словам «Предисловия*. Написано оно двустишиями из усеченных трохеических диметров и усеченных ямбических триметров.

Пруденций писал в то время, когда, несмотря на официальное признание главенства христианской религии, римская поэзия была всецело проникнута языческими традициями, которым следовал не только такой номинальный христианин, как Авсоний, но и сам Пруденций. Однако Пруденций был убежденным и ревностным христианином, и его поэтические произведения носят, по существу, характер страстной проповеди новой религии; его справедливо следует считать создателем латинской христианской поэзии, а его «Повседневные гимны» представляют собою новый, особый вид литературы, который впоследствии завоевал себе первенствующее место в произведениях христианских стихотворцев.

Вместе с тем Пруденций не только не порывает связи с языческой римской литературой, но, будучи верным поклонником лучших ее произведений, продолжает следовать их поэтике. Главными образцами для него служат Вергилий и Гораций. Две основы миросозерцания Пруденция —христианство и уверенность в могуществе и величии Рима — определяют содержание его творчества. Пруденций богато одарен творческой фантазией и, даже перефразируя римских поэтов, создает свои собственные живые и яркие картины.

Пруденций оказал огромное влияние на латинскую поэзию средневековья, но средневековые авторы были уже не в силах опираться на те античные основы, на которых твердо стоял вдохновенный Аврелий Пруденций Клемент.

 

Памятники средневековой латинской литературы IV — IX веков, Издательство «Наука» Москва, 1970

Газета Протестант.ру

1

Аватар комментатора

Людмила Викторовна Максимчук,
поэтесса, писательница, художница, драматург,
член Московской городской организации Союза писателей России

E-mail: ludmila@maksimchuk.ru
Персональный сайт: http://www.maksimchuk.ru/

Римскому христианскому поэту Аврелию Пруденцию Клементу
(348 – 405)

«Пернатый провозвестник дня, рассвет грядущий нам поет,
И пробудитель наших душ, Христос, всех к жизни нас зовет!»
Аврелий Пруденций, «Гимн на пение петуха»

Пробуждение наше пусть Господа славит!
Наших трапез начало пусть Господа славит!
«Ежедневные гимны» пусть Господа славят!
Пусть все сущее славит Его.
Пусть сердца тяготеют к Нему бесконечно!
Пусть душа Ему песни поет бесконечно!
Пусть природа ликует, цветет бесконечно!
Выше Господа нет никого.

Славьте Троицу, славьте апостолов верных!
Прославляйте святых и апостолов верных!
Призывайте на помощь апостолов верных!
Избавляйтесь от темных страстей.
Изучайте порядки законов Вселенских!
Посрамите язычников, гадких и дерзких!
Изгоняйте из храмов их идолов мерзких!
И к добру устремляйтесь скорей.

Суеверия скверные, люди, забудьте!
Предрассудки и рабство скорее забудьте!
И жестокие войны – оставьте, забудьте!
Убегайте из мрака и тьмы.
Пусть услышат меня все миры и пространства:
Нас когда-нибудь ждет торжество христианства,
Белоснежных небесных соборов убранство –
Там, где встретимся с истиной мы.

28 февраля 2010 г.

Добавить комментарий