Место консерватизма среди идеологий Нового Времени


Европа Нового Времени началась с декартовского «субъекта». В зависимости от того, кто или что ассоциируется с этим субъектом, в обществе возникают три больших идеологии.

Там, где субъект — это отдельная человеческая личность, индивидуум, мы имеем дело с так называемыми «индивидуализмом», «либерализмом», «анархизмом». Сразу оговоримся, что названия условные, так как различные идеологи выпячивают в своих памфлетах и работах ту или иную черту идеологии. «Любимыми» темами этой идеологии являются:

— признание свобод и прав и борьба за них,

— права меньшинств вплоть до индивидуальности,

— потребительство (потребности, счастье и удовольствие индивида есть крайняя цель)

— право на аборты,

— эвтаназию,

— выбор пола,

— выбор сексуального удовольствия,

— ненависть к государству,

— ненависть к армии,

— ненависть к церкви, религии любого рода,

— история видится как прогресс свободы, эмансипации, удовольствия и удовлетворения потребностей.

— отстаивание права на частную жизнь,

— право на коммерческую тайну,

— право на самооборону и проч.

— в экономике максимально свободный рынок,

— в политике это либо крайний элитизм и презрение к демократии, крайний антиэтатизм или представительная и максимально прямая демократия с ограничением прав большинства и широкой представленности всех возможных меньшинств. Антитрадиционность, провокационность, постоянная готовность к протесту против любых норм, вмешательств и навязывания,

— борьба с «перенаселением» планеты, тема, «нехватки» ресурсов,

— любая этика держится не на долге, а на счастье, свободе и удовольствии индивидуума,

— эстетика держится на удовольствии индивидуума, на » эффекте переживания» и на проявлении индивидуальной оригинальности и конфликте с любыми традициями, канонами и нормами.

Там, где субъект, это, прежде всего, общество, расширенное до человечества, мы имеем дело с социализмом, коммунизмом. Еще раз повторю, что названия условные. «Любимые» темы этой идеологии это:

— борьба с эксплуатацией человека человеком, любыми формами неравенства,

— социальные гарантии (медицина, образование, пенсии),

— борьба с бедностью,

— культ науки и техники, технический прогресс, как средство решение проблемы » нехватки ресурсов» и » перенаселения»,

— интересы общества и будущих поколений есть основание этики. Основное слово этики — долг, основная награда — прижизненная или посмертная слава, общественное признание вклада в дело эмансипации человечества,

— искусство несет общественную функцию, часто идеологическую и воспитательную,

— повышенное внимание к средствам информации и коммуникации. Прозрачность, открытость, и общественный контроль абсолютно во всех сферах жизни,

— негативное отношение к частной собственности и в том числе к интеллектуальной собственности, авторскому праву и проч.,

— борьба с индивидуализмом, эгоизмом,

-борьба с нарушениями социальных норм, хулиганством, преступностью,

— борьба с «паразитарными» социальными институтами (церковь), классом рантье, аристократией, недоверие к художественной и гуманитарной интеллигенции, чей вклад в общество трудно оценить,

— в экономике — общественно-обоснованный план,

— в политике это демократия большинства, чаще плебисцитарная, демонстрация любых форм солидарности,

— высокая оценка роли государства, как органа планирования и управления, выразителя общественных интересов, но низкая оценка государства как инструмента эксплуатации.

 

Там, где субъект трансисторичен и трансчеловечен, как например, Бог или иной абсолют, мы можем говорить о так называемом «консерватизме», хотя этот ярлык придумали либералы, чтоб себя выставить сторонниками прогресса, а своих противников » тормозами прогресса», но оставим пока это имя для лучшей понятности. У консерватизма гораздо больше разнообразия, чем у либерализма и коммунизма, потому что разнообразны трансисторические субъекты и связанные с ними религии и идеологии. Любимые темы консерваторов:

— это традиции, ритуалы, духовные ценности, в зависимости от признаваемых религий,

— этика, но трансцендентного происхождения, а не человеческая, то есть заповеди, миссия человека, назначение движения истории, основной вопрос этики — спасение и выполнение предназначения, духовное развитие, реализация трансцендентного смысла

— настороженное отношение к техническому прогрессу,

— настороженное отношение к правам человека самим по себе, вне связи с трансцендентной реальностью,

— сакрализация роли государства, церкви, культа.

— против самоубийств, эвтаназии, абортов,

— настороженное отношение к человеческому или общественному и государственному планированию.

— борьба за свободу совести, в том числе и от посягательств государства и общества.

— в экономике — принцип разумной достаточности, пренебрежение материальным и подчинение экономики культурному, духовному и религиозному, экономика есть средство создания выдающегося и великого в культуре и трансчеловеческой области.

— в политике это чаще всего монархия, различные виды теократии.

— революции признаются в духовной и личной сфере как саморазвитие, общество же вообще может быть неизменным, традиционным и статичным и обеспечивать духовную жизнь.

Каждая из трех идеологий, как правило, видит две другие, ей противоположные, в одном цвете, не особо различая. Так, либералы клеймят и консерватизм, и коммунизм единым словом «тоталитаризм» и всего лишь видят в них разновидности этого тоталитаризма.

Коммунисты видят в либералах и консерваторах единый феномен. Так, либо консервативная идеология видится всего лишь обслугой или ширмой либерального капитала, либо либерализм производен от крайне антиобщественных религиозных взглядов («жидомасоны» и т.п.).

И наконец, консерваторы видят в либерализме и коммунизме одну и ту же идеологию атеизма, попытку сделать богом только человека, построить царство божье на земле, отрицать трансцендентные духовные измерения и обосновать ту или иную разновидность материализма и гедонизма.

Кроме трех означенных крайних вариантов идеологий возможны еще ТРИ микса, и несколько промежуточных вариантов между миксами, в зависимости от того, как тактически и исторически три вышеозначенные идеологии заключали между собой союзы. В истории, как правило, мы редко имеем эти обозначенные идеологи в чистом виде, а чаще в виде миксов друг с другом и промежуточных вариантов.

Первый микс это — либерал-социализм, если так можно выразиться. А также все промежуточные позиции между либерализмом и социализмом. Чистый либерал — социализм характерен негативным отношением любому консерватизму, к религии, церкви, к государству, традициям и духовным ценностям, он берет у социалистов веру в общественный и технический прогресс, уделяет огромное внимание средствам коммуникации, любит протест и революционность. Не чужд мерам социальной защиты и правам меньшинств. Аналоги из ближайшего столетия — это либеральный коммунизм Троцкого-Ленина, сегодня это еврокоммунизм, идеология политкорректности, толерантности, либеральная демократия в США и Европе, с их широкой базой социальных прав и гарантий и бюрократией. Но это микс с уклоном в либерализм, если же уклон более социальный, то есть за субъект берется не человечество в целом, а отдельный народ, нация или раса, то мы имеем дело с разновидностями национализма и фашизма (особенно в их атеистическом, материалистическом варианте, лишенном трансцендентного измерения). Тогда к любимым темам такой идеологии добавляется тема демографии, сбережения и роста народа, войны (а значит, и тема милитаризма) за жизненное пространство, внутринациональной и расовой солидарности.

Второй микс — это либерал-консерватизм. Права человека и свободы, которые чтит либерализм, понимаются как данные Богом, накопление богатства, достижение успеха в политике в обществе и проч. воспринимаются как божественное или религиозное служение или как средство спасения.

Государство призвано охранять права и свободы в первую очередь и само либо является реализацией идеи свободы, как это было в идеологии либерал — консерваторов вроде Черчилля или Рейгана, либо государство имеет божественную сакральную основу, а рынок и свобода личности есть просто наиболее адекватное общественное устройство в условиях конечности человеческого бытия, которое не имеет права замахиваться на строительство рая на Земле, на всеобщее планирование и вообще подменять бога человеком. Так, например, обосновывал борьбу с социалистами Франко и др.

Третий микс — это социал-консерватизм. Здесь выполнение именно социальных норм справедливой жизни считается священной и религиозной обязанностью. Взаимопомощь не из прагматизма и общественного долга, а из религиозного и традиционного долга или с целью спасения, распространенность коллективных действий, ритуалов. Жертвенность, общинность, массовый героизм или массовый подвиг. Государство-корпорация строится по принципу государства-монастыря, так как идеальные или идеологические и духовные стимулы к труду преобладают над материальными и прагматичными. Бытовая экономика функционирует по принципу разумной достаточности, отрицается роскошь. И в экономике, и в политике преобладают коллективные действия и проекты, носящие печать идеологии, поэтому господствует гигантомания, а не принципы прагматизма и удобства. Общественный и технический прогресс признается в отличие от чисто консервативных идеологий. Исторический аналоги: российская империя XIX века, особенно в период правления Александра Третьего. Из недавнего прошлого: СССР Сталина. Он собственно и демонстрирует переход от либерально — социалистического микса троцкизма — ленинизма и коммуно-консервативному. Недаром в позднем сталинском социализме и в период войны было реабилитировано православие. Безусловно, что идеология Александр Третьего это больше уклон в консерватизм, а позднесталинская идеология больше уклон в социализм, но это один и тот же микс.

Таким образом, мы выделили 6 идеологий Нового времени. Нельзя их путать с политическими режимами и способами государственного устройства. В зависимости от политических традиций и исторического момента, эти идеологии имеют разные названия. Например, американские республиканцы в этой классификации — типичные либерал-консерваторы, а демократы — либерал-социалисты. Тори в Великобритании так же либерал — консерваторы, а виги — либерал — социалисты. В Латинской Америке мы видим социал- консерватизм под маской христианского социализма, таким же поворотом к социал — консерватизму отмечена политика Путина, пришедшая на смену либеральному консерватизму 2000-ых и либерал-социализму и либерализму 90-ых.

Из шести выделенных идеологий и миксов — три задействуют слово консерватизм и их место в общем и целом в идеологической системе Нового Времени понятно.

 

Комментарий

Неясно о каких идеологиях идет речь. Термин «идеология» как правило, употребляется в политическом дискурсе, но исследователи используют множество видов идеологии: социальная, этическая, политическая, эпистемологическая (научная) и др. Чаще всего автор обращается к политической идеологии, хотя присутствуют элементы и социального, и этического разворота.

Порой границы между представленными типажами размываются, тем более в миксах. Сторонники целостных идеологических схем, как правило, формируют в обществе меньшинства, так как обычно разнообразные идеологические конструкции усваиваются посредством стандартных мыслительных приемов, с которым затем соглашается и большинство.

Автор обходит молчанием очень важное обстоятельство. что часто в отдельной идеологической схеме ее внешние заявленные цели могут прямо противоречить главной, хотя открыто и не высказанной, сверхзадачи. Например, в начале эпохи Просвещения все либеральные идеи декларировали освобождение человеческого сознания от религиозных предрассудков и суеверий, хотя главной целью являлось оправдание (выведение из-под греха) стремление к земному успеху, богатству и власти новых мощных социальных групп населения: горожан и предпринимателей. Точно также идеология современного либерализма периода постмодернизма открыто заявляет о полной свободе отдельного индивида, правах меньшинств, о полном раскрепощении человека от догм. На самом деле вся политическая практика постмодернистской идеологии свидетельствует о наличии одной суперцели – сохранения позиций западного либерального общественного уклада и подавления любых других альтернативных.

 

Зайченко А.С. По материалам:

Олег Матвейчев, Профессор Национального Исследовательского Университета — Высшей Школы Экономики politconservatism.ru

Добавить комментарий