На какие награды от Бога мы можем рассчитывать


С. Г. Кузнецов

Бог будет награждать по благодати.

Награды христиан на небе будут обусловлены не только их реальными заслугами, но в еще большей степени богатством наследия, которое они получат со Христом. Это показывает, что награда является больше даром благодати, чем заслуженным воздаянием.

Особенно важно это знать, если говорить о таких наградах, как вечная жизнь и слава. Это исходит исключительно от Бога и заслуги верующих возможны здесь лишь в силу действия той же Божьей благодати. Жан Кальвин пишет: «Бог принял нас по незаслуженной благости и оправдал нас, не вменяя нам грехи. Приняв же нас в благодать, Бог также по незаслуженной благосклонности принимает и наши дела. Отсюда и происходит награда». Без Божьей благодати мы никогда не смогли бы получить ни спасение, ни награды. И то и другое невозможно было бы получить без Христа. Это не отрицает справедливости вознаграждения, не отрицает даже заслуг верующих, но показывает величие Божьей любви. Он приготовил награду, и Он её распределяет. Это, как и спасение, «не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:9). Не мы заработали наследие, а Христос. Мы никогда не смогли бы его заработать без Христа. Поэтому дела важны и заслуги важны, но не они являются первопричиной вознаграждения.

Понимая, что будущее несет нам не только спасение (в смысле искупления и оправдания), но и вознаграждение (как часть спасения в широком смысле), Павел провозглашает: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены,- и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2:4-7). Это богатство благости Божьей к нам и будет выражаться в щедром вознаграждении, т.е. в приобщении к Божьей жизни, славе, чести, праведности, власти и т.д.

Бог будет награждать нас по реальным нашим достижениям.

Не окажется ли так, что Бог, награждая, что-то упустит или забудет? Или не пропустит ли Бог кого-то, раздавая награды? Ответ на этот вопрос для большинства христиан очевиден, но поскольку Писание говорит об этом, то и мы упомянем. Бог является всеведущим и ничего не упустит! Этот принцип описан в нескольких текстах Нового Завета: «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:13). Еще: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5). «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:12).

Но еще лучше об этом говорится в Ветхом Завете. «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер. 17:9,10). И еще один текст: «всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Екк. 12:14).

Все эти тексты говорят, что Богу всё открыто, он видит всё тайное и явное, хорошее и плохое. Ему известны все существа, все их дела и даже сердечные намерения. Все предстанут на суд, и всё будет оценено!

Бог будет награждать в соответствии с нашими дарами.

Если мы честно посмотрим на церковь, то увидим, что христиане не одинаково одарены. Одни имеют лишь один дар, например, заботиться о столах, а другие могут проповедовать, собирать стадионы на евангелизациях или сочинять прекрасные песни во славу Божью. Одних Христос призвал к апостольскому служению, других сделал пророками, а кто-то помогает пожилым братьям и сестрам копать грядки или разгружать уголь. Скажется ли это на будущем вознаграждении? Апостолам Он обещал двенадцать престолов и власть над избранным народом. Их имена будут написаны на двенадцати основаниях Нового Иерусалима. Что же достанется тем, чье служение не выглядело грандиозным и не привлекло тысячи душ в Царство Божье?

Бог на это отвечает следующее: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук. 12:48). Т.е. одаренность еще не означает большую награду, но точно означает большую строгость на суде. С одной стороны, одаренность является определенным потенциалом для обретения наград, с другой стороны — большей ответственностью перед Богом. Вероятно, более одаренные, но ленивые христиане получат намного меньшую награду, чем те, кто имел один небольшой дар, но служил им Богу от всего сердца. Так и мать Тереза имела небольшой дар, но так служила им Богу, что удостоилась почести уже на земле.

Иаков тоже пишет о большей строгости суда в отношении тех, чьим служением является обучение: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1).

Итак, одаренность не является гарантией награды, но накладывает тем большую ответственность, чем больший дар и служение мы получаем от Бога для созидания церкви. Поэтому не нужно завидовать тем, кто богато одарен. А если одарен — служи больше остальных и жертвеннее остальных.

Бог будет награждать, учитывая наши мерки.

Бог при оценке нашей жизни будет учитывать и то, как мы оценивали других. Поэтому в Библии мы встречаем много призывов к осторожности в оценке чужих поступков, помня, что «суждение и осуждение — близки» (Иов. 36:17).

Христос прямо заявлял: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лук. 6:30-38). И в другом Евангелии: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Мф. 7:1,2).

Между тем, с какой строгостью мы судим других, и тем, с какой строгостью Бог будет нас судить, есть прямая связь. Поэтому лучше снисходить друг ко другу в любви, но не одобрять при этом чужих грехов.

Напротив, наша щедрость в заботе о нуждах других верующих будет вознаграждена: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6).

Итак, рассматривая как Бог будет награждать верующих, мы выделили несколько важных принципов. 1) Бог будет награждать справедливо, без лицеприятия и двойных стандартов. 2) Бог будет награждать с щедростью, которая многократно умножит награду в сравнении с заслугами. 3) Бог будет награждать по благодати, даруя нам то, что мы сами заслужить не в состоянии. 4) Бог будет награждать каждого христианина и оценивать каждое действие с полным знанием всех обстоятельств жизни. 5) Бог будет награждать, более строго спрашивая с тех, кто имел больше возможностей для служения. 6) Бог при награждении учтет, каким судом мы судили других.

 

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий