Провал первого искушения сатаны


Как Христос противостал искушению сатаны превратить камни в хлеба.

Мэтью Генри

 

«И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Матф.4:3,4)

Христос отверг предложение сатаны. Он не захотел повелеть камням сделаться хлебами, не потому, что не мог этого сделать (вскоре после этого Его сила превратила камни в хлеб), но потому, что не хотел.

Почему же Он не хотел? На первый взгляд такое превращение казалось вполне оправданным. Поистине, чем более благовидным кажется искушение, чем больше видится в нем доброго, тем более оно опасно. Это могло бы стать предметом дискуссии, но Христос скоро распознал змею в траве и отверг это предложение. Во-первых, потому, что это значило бы подвергнуть сомнению истину, провозглашенную голосом с небес, или подвергать дополнительному испытанию то, что было уже определено. Во-вторых, это выглядело бы так, будто Он сомневается в отцовском попечении о Себе или ограничивает Божье попечение каким-то одним конкретным способом. В-третьих, это означало бы возвысить Себя и действовать самостоятельно. В-четвертых, это означало бы удовлетворить сатану, исполнив его предложение. Некоторые сказали бы, что надо воздать сатане должное, он дал хороший совет; но для тех, кто ожидает от Бога совета, это означает больше, чем просто воздать должное ему, это означает вопрошать божество Аккаронское, в то время как есть Бог в Израиле.

Он решительно возражает сатане (ст. 4): Он же сказал ему в ответ: «написано». Замечательно то, что Христос отвечал на все искушения сатаны и отражал их словом написано. Христос Сам есть вечное Слово и мог бы выразить Божьи мысли, не обращаясь за помощью к писаниям Моисея, но Он воздает честь Священному Писанию и дает нам пример, обращаясь к тому, что было написано в законе. Он говорит это сатане, считая, что тот хорошо знает, что «написано». Вполне вероятно, что дети сатаны прекрасно знают, что написано в Божьей книге: бесы веруют и трепещут. Мы должны использовать такой же метод, когда испытываем искушение к греху, — противостать искушению и ответить на него словом: написано. Слово Божье есть меч Духа, единственное оружие нападения из всего вооружения христианина (Еф. 6:17), и мы можем сказать о нем так же, как Давид сказал о мече Голиафа: Нет подобного ему в наших духовных войнах.

Этот ответ, как и все остальные, был взят из книги Второзаконие, то есть книги второго закона, которая весьма мало содержит обрядовых постановлений. Левитские жертвоприношения и омовения хотя и были установлены Богом, однако не могли бы прогнать сатану, а тем более святая вода и символический крест, являющиеся чисто человеческой выдумкой. Но нравственные заповеди и евангельские обетования, растворенные верою, представляют собой оружия воинствования, сильные Богом для низложения сатаны. В цитируемом отрывке (Втор. 8:3) указывается причина, почему Бог питал древних израильтян манною, — потому что Он хотел показать им, что не хлебом единым жив человек. Эти слова Христос применил к Своему собственному положению в тот момент. Израиль был сыном Божьим, которого Он вызвал из Египта (Ос. 11:1), Христос тоже был Его Сыном (гл. 2:15); Израиль тогда был в пустыне, и Христос теперь был в пустыне, возможно, в той же самой.

Итак, во-первых, диавол хотел посеять в Нем сомнение в Его Сыновстве Отцу Небесному на том основании, что Он оказался в трудном положении. Христос, возражая сатане, как бы говорит ему: Израиль был сыном Божьим, сыном, которого Он очень нежно любил, питал манной (Деян. 13:18) и, тем не менее, ставил его в стесненные обстоятельства. Далее в той же книге следует (Втор. 8:5): Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Христос, будучи Сыном, тоже учится послушанию. Во-вторых, диавол хотел поколебать Его уверенность в опеке и любви Отца. Он заявляет: «Нет, следует поступить так, как поступил Израиль, который, испытывая нужду, сказал: Есть ли Бог среди нас? Может ли Он напитать нас в пустыне? Может ли Он дать нам хлеб?» В-третьих, диавол хотел, чтобы Христос, начав испытывать голод, немедленно стал искать средства для утоления его, в то время как Бог, имея в виду мудрые и святые цели — смирить и испытать Израиль, — позволил ему поголодать, прежде чем накормил его. Бог хочет от Своих детей, чтобы они, находясь в нужде, не только обращались к Нему, но и умели ждать Его. В-четвертых, диавол хотел, чтобы Христос сам обеспечил Себя хлебом. «Нет, — говорит Христос, — какая в этом нужда?

Этот вопрос давным-давно решен, и неопровержимо доказано, что человек может жить без хлеба, как Израиль жил в пустыне сорок лет, питаясь одной лишь манной». Действительно, Бог обычно подкрепляет человека хлебом земли, Иов. 28:5. Но Он может, если захочет, и другими способами поддержать человеческую жизнь — всяким словом, исходящим из уст Божьих, то есть всякое средство, которое Бог назначит и определит человеку, будет таким же насущным для поддержания его жизни, как и хлеб. Мы можем иметь хлеб и, тем не менее, не насыщаться им, если Бог отнимет Свое благословение (Агг. 1:6, 9; Мих. 6:14, ибо хотя хлеб — это опора жизни, но опорой хлебу является благословение Божье), а также можем нуждаться в хлебе и, тем не менее, быть насыщенными каким-то иным способом. Бог подкреплял Моисея и Илию без хлеба, а теперь и Самого Христа в течение сорока дней. Он питал Израиль хлебом небесным, ангельской пищей, Илию — хлебом, который ему чудесным образом приносил ворон, и руками вдовы, у которой мука умножалась также чудесным образом.

Поэтому Христу не надо было превращать камни в хлеб, Он надеялся, что и теперь, когда Он был голоден, Бог подкрепит Его силы, как делал это в течение сорока дней. Примечание. Как при большом изобилии хлеба нам не следует думать, что мы обходимся без Бога, так и в большой нужде мы обязаны учиться жить, уповая на Бога. И когда не расцветет смоковница, и нива не даст пищи, и не окажется никаких обычных средств пропитания, и тогда мы должны радоваться о Господе и не должны требовать то, чего нам хочется, вопреки Его воле, но смиренно просить у Него то, что Он считает необходимым дать нам, и благодарить Его за полученную порцию хлеба, если даже она будет небольшой. Научимся же у Христа находить Божьи, а не свои собственные пути и не будем добывать себе пропитание незаконными путями, когда нас стеснит нужда, Пс. 36:4. Лучше жить скудно плодами благости Божьей, нежели жить роскошно произведениями собственного греха.

Сатана искушает Его к тому, чтобы Он злоупотребил силой и защитой Отца. Ах, какой неугомонный, неутомимый этот враг, диавол! Если ему не удается одна атака, он предпринимает другую.

 

Мэтью Генри, «Толкование на книги нового завета», Том 1, Евангелие от Матфея

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий