Срывая маску с врага рода человеческого


«Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (Ос. 4:6).

Энтони Баззард

Немалое число людей, называющих себя сторонниками христианского откровения, давно перестали всерьез воспринимать одно из главных действующих лиц библейского повествования. Его имя ― сатана, или Враг. Новый Завет, а также ранние христианские труды, составленные после времен апостолов, отождествляют его со змеем, который некогда нарушил спокойствие Эдемского сада. Его имя на иврите в еврейской Библии (которую мы зовем Ветхим Заветом) родственно слову «серафим», что подразумевает его причастность к миру ангельских существ, среди которых мы видим его в Книге Иова (Иов. 1:6, 2:1). Новозаветным христианам он хорошо известен. Ему дозволено вмешиваться в людские дела (I Иоан. 5:19, Отк. 12:9) и носить титул «бога века сего» (II Кор. 4:4), то есть всего исторического периода, предшествующего возвращению Христа и установлению на земле эры Божьего Царства. (Павел называет этот период человеческой истории, предшествующий установлению Царства, «настоящим лукавым веком» (Гал.1:4)).

Сатана также назван отцом лжи (Иоан. 8:44) и воплощением лукавства (II Кор. 11:3, 4, 13-15). Решив погубить как можно больше представителей человеческой расы, он пытается воспрепятствовать истине Божьей Вести, которая освещает путь к бессмертию4. Его методы изощренны и коварны. Им позавидовал бы любой современный мошенник. Будучи противником Бога и человека, сатана предпочитает оставаться в тени. Он гораздо легче достигает своих целей, когда люди убеждены в том, что он не существует!

Согласно общепринятому мнению новозаветной Церкви, которое разделял и Иисус, сатана ― это падший ангел. Павел пишет о том, что сатана «принимает вид Ангела света» (II Кор. 11:14), то есть на самом деле он ангел тьмы, надевший маску. Он способен очаровывать, выдавая себя за посланника света. Его представители среди людей, как отметил Павел, скрывают свою истинную сущность за маской добродушия (II Кор. 11:13, 15). Очевидно, что сатанинское правительство ― это грозный враг. Поэтому те христиане, которые не хотят попадаться в его сети, должны тщательно изучить его приемы. Апостол Иоанн утверждает, что сатана держит весь мир в тисках лжи (I Иоан. 5:19, Отк. 12:9). Его неустанная антибиблейская пропаганда направлена на то, чтобы люди поверили ему. Используемый им метод ― это полуправда, самая каверзная форма обмана. Павел пишет, что сатана ведет невероятно активную деятельность и представляет постоянную угрозу для христиан, которых апостол убеждает не оставаться в неведении относительно его умыслов (II Кор. 2:11). Павел не церемонится в отношении проповедников лжехристианства, называя их слугами дьявола (II Кор. 11:13, 15). Единственное противоядие от подобного обмана ― это знание Истины и любовь к ней (II Фес. 2:10-13).

Новый Завет ясно показывает, что сатана активно действует в сфере религии. Иисус воспринимал книжников и фарисеев, представителей религиозной системы его времени, как главных сторонников сатаны (Мат. 23:33). (Он угрожал им гибелью в геенне, уготованной дьяволу и его ангелам (Мат.25:41)). Они стали слугами дьявола, и потому Иисус был бескомпромиссен в их осуждении. Его праведный гнев был направлен против этих людей, чьи религиозные традиции вступали в конфликт с божественной Вестью и удерживали народ во тьме. Несмотря на то, что эти лицемерные религиозные вожди прикладывали огромные усилия, чтобы обратить в веру хотя бы одного человека, они превращали своих последователей в сыновей геенны (Мат. 23:15).

Наивно полагать, что официальная религия могла противиться истине только в Палестине первого века. И Иисус, и апостолы считали, что искаженная религия ― это извечный, возможно, основной, признак неспособности человека познать Бога (Мат. 24:4, 5, 24; I Тим. 4:1-3; II Тим. 3:13). В поисках причин разделений в современных церквях мы должны принимать в расчет тот факт, что традиция, передаваемая из поколения в поколения без критического осмысления, может сделать объективное восприятие Нового Завета практически невозможным. Ведущий представитель евангельских христиан Англии указывает на эту опасность:

Люди, которые исповедуют принцип «Sola Scriptura» [«следование одной только Библии»] (как им кажется), зачастую являются всего лишь сторонниками традиционной школы толкования «Sola Scriptura». Евангельские христиане могут быть рабами традиции в такой же степени, как римские католики и православные христиане. Разница лишь в том, что они не видят эту традицию. (Ф. Брюс, в личной переписке, 13 июня 1981 г.).

Очень редко можно встретить человека, который сравнивает свои религиозные воззрения с тем эталоном, которому он пытается следовать. Трудно поверить в то, что церковные прихожане сверяют с Библией учение, которое преподает им их церковь. Большинство из них искренне полагают, что их вера основана на учении Иисуса и апостолов. (Классический пример преимуществ личного изучения Писаний, без посредников, изображен в Деян.17:11. Жители Верии ежедневно разбирали Писания, чтобы проверить истинность слов Павла. В результате многие из них стали верующими.).

Одним из наиболее причудливых примеров сверки традиции с документами христианства является история небольшой группы верующих, известных как христодельфийцы. Их основоположник (Джон Томас — 1805-1871), оказавшийся на волосок от смерти во время кораблекрушения, поклялся, что если он сумеет благополучно добраться до суши, то серьезнейшим образом изучит Библию и попытается восстановить истинное учение Иисуса. Он убедился в том, что многие воззрения, преподносимые под видом христианства, основаны на традициях, проникших в Церковь лишь спустя около 100 лет после смерти Иисуса. В своем ревностном стремлении опровергнуть традиционное ошибочное представление о сатане они утверждали, что термин «сатана» в Писаниях означает не что иное, как злое начало человеческой природы (Его аргументы можно изучить в Elpis Israel, pp. 88-91). Хотя многие прихожане, в отличие от ранних христиан, действительно видят в сатане некий абстрактный феномен, удивительна позиция христодельфийцев, которые так страстно желали оставаться верными тексту Библии. По их мнению, столкновение Иисуса с Противником в пустыне ― это всего лишь диалог Иисуса с Самим Собой, точнее, со Своим злой человеческой природой! (Мат. 4:1-11; Марк. 1:12, 13; Лук. 4:1-13).

Учение о том, что сатана является личностью, враждебной человеку, ― это одно из наиболее ясных учений Библии. Термин «сатана» (др.-евр. «сатан») нигде в еврейской Библии не подразумевает зло, находящееся в сердце человека. Слово «сатана» в Библии, на которой воспитывался Иисус, всегда означало врага, будь то человек или сверхчеловеческое существо, внешнего по отношению к человеку (См. III Цар. 11:14; I Цар. 29:4; Иов. 1:6, 2:1; Зах. 3:1, где «сатана» является внешним противником). Поэтому было бы серьезной ошибкой приписывать слову «сатана» значение «человеческая природа» в тех случаях, когда оно появляется в Новом Завете. Авторы Нового Завета уделяют много времени объяснению того факта, что мир невидимых злых духов настолько же реален, как и существование святых ангелов (Еф. 6:10-17).

Тот факт, что бесы повиновались Иисусу, доказал ученикам, что космические силы, ответственные за существование видимого зла на земле, были повержены (Лук. 10:17-20). Превосходящая сила Духа Божьего, которой был наделен Иисус, позволила Ему совершать невероятные чудеса изгнания бесов и исцеления, о которых повествуют все четыре истории Его служения (Деян. 10:38). В то время как христианские авторы прилагают все силы, чтобы доказать реальность сатаны и его бесов, находятся те, кто отрицает их существование. Это свидетельствует о том, в каких тисках традиция держит умы многих, даже тех, чья образцовая жизнь отражает глубокое посвящение вере. Отрицание сверхъестественного мира зла является неотъемлемой частью псевдонаучного рационализма, который отодвинул на второй план божественное откровение у некоторых верующих.

Сатана одержал внушительную победу, когда убедил людей считать веру в его существование уделом «донаучной» эпохи, ведь Иисус и апостолы рассматриваются некоторыми как люди невежественные по сравнению с современным человеком, живущим в век прогресса. Когда Лука записывал слова, ставшие впоследствии четвертой главой его книги, он изобразил встречу Иисуса с дьяволом. Эта схватка состоялась в конкретный исторический период. Действие происходило в Иудейской пустыне, а весь эпизод продолжался около шести недель. Закончив искушать Мессию, уговаривать Его отвергнуть Бога, сатана отошел от Него (Лук. 4:13). Затем пришли ангелы и служили Иисусу (Мат. 4:11) ― очень вовремя, так как в течение сорока дней Он ничего не ел. Когда мы читаем о том, что сатана подошел к Иисусу и начал говорить с Ним (Мат. 4:3), мы должны относиться к этому как к историческому факту.

Точно так же подходили к Иисусу Его ученики и фарисеи (Мат. 24:1; 19:3). Если мы думаем иначе, значит, мы неверно толкуем текст и не замечаем очевидной параллели с рассказом об искушении, приведенном в Книге Бытия. В первом случае внешний искуситель, «змей», обращается к женщине, прародительнице человечества (Быт. 3:1). Во втором случае внешний враг, сатана, появляется, чтобы искусить основоположника новой человеческой расы. В Книге Бытия рассказ завершается появлением ангелов, посланных охранять путь к Древу Жизни (Быт. 3:24). В Евангелиях мы вновь видим ангелов, которые приходят, чтобы послужить Второму Адаму, Мессии Иисусу, одержавшему победу над врагом (Мат. 4:11). Нам сказано, что Он Сам ― путь к Жизни (Иоан. 14:6). Марк также сообщает нам, что Иисус находился там с дикими зверями (Марк. 1:13. Как Сын Человеческий, то есть «истинный человек», Иисус стал тем, кто покорил «зверей» из Книги Даниила 7, исполнив, таким образом, предназначение Адама, который должен был владычествовать над природой (Быт. 1:26).). Этот факт говорит о том, что, когда Мессия придет установить Свое царствование (Ос. 2:18, Ис. 11:6-9), даже природа обретет свою изначальную гармонию, царившую в раю.

В Библии реальное существование личности не зависит от того, можно ли увидеть ее глазами. Модное течение современной теологии стремится по-новому истолковать все сверхъестественные аспекты Нового Завета, чтобы сделать христианство приемлемым для нерелигиозного человека, живущего в двадцатом веке. Вряд ли эта смелая теория сможет что-либо изменить. Нерелигиозный человек останется верным своим убеждениям, поскольку не сумеет проникнуть в реальный мир Духа, то единственное место, где можно найти ответы на все вопросы.

Благодаря усердию библейских авторов нам небезызвестны умыслы сатаны. Он прекрасно знает человеческую природу. Он также знает Библию. Он не считает ниже своего достоинства цитировать ее, если это соответствует его планам. Он может менять слова то там, то здесь, чтобы достичь определенного эффекта (Мат.4:6). В облике змея в Книге Бытия он говорил достаточно убедительно, чтобы склонить Еву к трагическому непослушанию. При этом он использовал всего две короткие фразы, насчитывавшие чуть больше трех десятков слов (Быт. 3:1, 4, 5). Он подверг сомнению сказанные Богом слова, неправильно процитировал Библию, а также дерзко опроверг Божье утверждение. Весь этот спектакль привел Еву в замешательство, создав хаос в ее мыслях (Быт. 3:6). Сатана изначально был виртуозом полуправды. Необразованность в Библии весьма облегчает его задачу (ср. Ос. 4:6).

Человеческая история, особенно история религии, несет на себе отпечатки постоянного вмешательства сатаны, хотя при этом он никогда не выходил за рамки, установленные для него Тем, Кто сотворил все ради благой цели. После Бога Отца и Его Сына, Мессии Иисуса, сатана является наиболее значительной фигурой в духовной драме, описанной в Новом Завете. Он представляет неизменную угрозу распространению Евангелия, Доброй Вести, содержащей в себе тайну бессмертия (Мат. 13:19; Лук. 8:12; I Фес. 2:18). Его цель состоит в том, чтобы не позволить христианам достичь главной цели ― дара вечной жизни (Рим. 2:7). Тем не менее, реальность сатаны не должна устрашать осведомленного верующего. Благодаря Божьей силе, бесконечно превосходящей силу врага, верующие способны покорить сатану. Есть одно условие ― они должны стремиться к истине и сверять всякое учение с Божьим стандартом истины, находящимся в Писании. Основные усилия сатаны направлены на то, чтобы помешать успеху христиан, и добиться этого он пытается, главным образом, создавая путаницу вокруг божественных указаний, показывающих путь к бесконечной жизни (I Фес. 2:18; II Кор. 11:3, 4, 13-15).

Сатана в самом начале осознал, что в Библии содержится полученная посредством откровения информация, при помощи которой христианство может достичь цели. Он решил сделать эти «тайны» как можно непонятнее. Средства, используемые им, весьма разнообразны. Одно из них ― подвергнуть сомнению подлинность документов, отражающих веру в ее первоначальном, полученном от Бога виде. Немалая часть христианского мира далеко не уверена в том, что можно восстановить истинное учение Иисуса. Целая армия ученых ведет дискуссии по поводу того, можно ли приписывать Иисусу Его высказывания, приведенные в Библии. (Проведенный не так давно теологический семинар, посвященный Иисусу, шокировал публику своим произвольным суждением по поводу того, какие из высказываний восходят к Иисусу. Был сделан вывод о том, что только 20 процентов слов, приписываемых Иисусу, действительно принадлежат Ему.)

Если у нас нет доступа к словам Иисуса, мы не можем называть себя христианами. Одной из удивительных черт нынешней Церкви является то, что она сохраняет за собой право называться христианской, проповедуя при этом практически всё, что может считаться религией, приемлемой для современного человека. (Одним из примеров является одобрение Церковью сексуальных грехов, осужденных в Библии). «Христос» современной религии весьма отдаленно напоминает исторического Христа. Богатое воображение религиозного человека рисует тысячи портретов Иисуса, но все они не имеет ничего общего с реальной исторической личностью.

Еще одним приемом сатаны является обвинение авторов Нового Завета в том, что не отразили истинных фактов жизни Иисуса. По его мнению, веру в воскресение всегда можно объяснить как принятие желаемого за действительное или как галлюцинацию. Эти методы оказались весьма эффективными, и многие церковные прихожане вслед за проповедниками и университетскими теологами начали сомневаться в историчности воскресения Иисуса. По новозаветным стандартам таких «учеников» можно отнести в разряд неверующих. Их позиция весьма прискорбна, так как тому, кто не верит в воскресение Христа, трудно надеяться на свое собственное воскресение. «Христианство» без веры в исторический факт воскресения Иисуса и в грядущее воскресение верующих ― это не та вера, которая находится в Библии. Павел четко объяснил это: «А если Христос не воскрес, то и проповедь ваша тщетна, тщетна и вера ваша» (I Кор. 15:14).

Тем не менее, далеко не всех можно заставить усомниться в подлинности христианских документов. Чтобы ввести в заблуждение тех, кто твердо убежден в достоверности Писаний, нужны более изощренные способы. Таких людей следует убедить в том, что они исповедуют истинное учение Иисуса, хотя на самом деле они имеют дело с сокращенной или искаженной версией Его проповеди. Это даст им ложное ощущение уверенности, от которого они не захотят так просто отказаться.

Эту мысль следует подчеркнуть еще раз. Непроверенная традиция ― мощное оружие сатаны. Он знает, что люди, усвоившие определенный символ веры или доктрину, основанную, по их мнению, на подлинном учении апостолов и подтвержденную «великими мужами» церковной истории, едва ли возьмут на себя труд сверить ее со стандартом Нового Завета. Они предоставляют это своим наставникам, и их не очень волнует тот факт, что руководители конфликтующих групп, называющие себя христианами и читающие одну и ту же Библию, приходят к абсолютно различным выводам о вере. Таким способом они отгораживаются от проблемы раскола в христианском мире. Цепко ухватившись за традицию, разделившаяся Церковь будет и дальше упорствовать ad infinitum.

Христианство, не осознающее реальность сатаны и необходимость ежедневного сражения с ним, утратило связь со своими истоками и проиграло духовную битву. Оно не относится критически к учению, выдаваемому за истину, и твердо верит в то, что все разновидности христианства имеют право на существование, поскольку их адепты искренне их исповедуют. Следующим шагом станет утверждение о том, что все мировые религии ведут к спасению, так как все они основаны на поклонении одному и тому же Богу. Тем, кто столь «великодушен» по отношению к разобщенной Церкви, не приходит в голову предположение о том, что это может быть работой дьявола, который изо всех сил проповедовал свою разновидность «христианства», дабы утаить некоторые важнейшие элементы Божьего плана спасения.

Если христиане хотят вернуться к истокам христианства, к апостольской вере, однажды преданной святым (Иуд. 3), они должны научиться воспринимать реальность сатаны и его бесов и ту кампанию обмана, которую они постоянно ведут. Они должны осознавать, что именно эти силы ответственны за теологический хаос и за существование множества христианских течений. Только тогда они смогут считать себя приверженцами учения ранней Церкви, а не идей, проповедуемых научным гуманизмом. Именно неспособность увидеть истинного врага мешает многим христианам понять классическое утверждение Павла о том, что мы сражаемся не против «плоти и крови», а против «мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12), возглавляемых «князем, господствующем в воздухе» (Еф. 2:2), «богом века сего» (II Кор. 4:4). Было бы полезно вновь ввести в церквях терминологию Павла. Павел считает, что христиане ведут битву против «мироправителей» (Еф. 6:12) (Павел употребляет слово kosmokratores), неких астральных существ, обладающих огромной силой. Павел также признает существование главного духовного противника, неустанно пытающегося уничтожить человечество любым способом, в том числе при помощи обмана, который является его основным орудием (Отк. 12:9). Если мы хотим поклоняться Богу в духе и истине (Иоан. 4:24), нам необходимо правильное учение. Осия скорбит о нехватке должного наставления: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (Ос. 4:6).

Осознание реальности противника не освобождает нас от ответственности за собственные проступки. Наш долг ― противостать дьяволу (Иак. 4:7). У нас есть божественное откровение, которое мы должны изучать (Пс. 1:1-2; Пс. 118; Нав. 2:8). По словам Павла, оно способно «умудрить» нас «во спасение» (II Тим. 3:15), то есть помочь нам покорить сатану силой Иисуса. Противоядием от обмана служит наставление в истине. Если Церковь не «пройдет школу» Христа и апостолов (Деян. 2:42), она проиграет «информационную войну» дьявола. У нас есть все необходимые средства, чтобы преодолеть силу сатаны, надо только протянуть руку и взять их, надо впитать слова Иисуса и апостолов, записанные в Евангелии о Царстве Божьем.

Добрая Весть состоит в том, что Царь Мессия уже взял верх над сатаной, хотя последствия этой победы еще не полностью проявились (Иоан. 16:11; Кол. 3:15). Библия говорит, что полное исцеление человечества произойдет не раньше, чем во Второе пришествие Иисуса (Сатана будет связан, «дабы не прельщал уже народы», только с приходом Христа, в начале Его царствования (Отк. 20:3).). До тех пор, согласно Павлу, «злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (II Тим. 3:13).

Окончательная победа придет с воцарением главного героя библейской драмы, Мессии Иисуса, помазанного правителя Израиля, «умножению владычества» Которого «и мира нет предела на престоле Давида» (Ис. 9:7).

 

Энтони Баззард, «Царство небесное на земле. Забытое христианство еврея Иисуса»

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий