Второе искушение Иисуса сатаной


Мэтью Генри

«Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. (Матф.4:5-7)

В чем состояло это искушение и как оно производилось.

Придя к заключению, что Христос очень уверен в попечении Отца о Нем в вопросе питания, он теперь пытается склонить Его к злоупотреблению этим попечением в вопросе ограждения Его от опасности. Примечание. Мы находимся в опасности уклониться с нашего пути либо направо, либо налево, поэтому должны остерегаться, чтобы, избегнув одной крайности, не оказаться увлеченными уловками сатаны в противоположную, чтобы, борясь с расточительностью, мы не стали скупыми. Никакие крайности не опасны так, как полное отчаяние и чрезмерная уверенность, особенно когда дело касается нашей души. Некоторые, получившие уверенность, что Христос может и хочет спасти их от грехов их, впадают в искушение рассчитывать на то, что Христос спасет их в грехах их. Когда народ начинает ревновать о религии, сатана приводит их к фанатизму с его чрезмерными страстями.

Как сатана готовил свой замысел.

Он взял Христа, не силою и не против Его воли, но побудил Его идти и пошел вместе с ним в Иерусалим. Неизвестно, как шел Христос, по земле или по воздуху, поднимался ли Он по ступенькам в верхнюю часть храма; но как бы то ни было, Он был поставлен на башне или на шпиле храма (как считают одни), либо на стене (как думают другие) или на крыле храма (как написано здесь). Заметим, во-первых, как Христос был покорен, как Он позволил сатане вести Себя, допустил ему сделать самое худшее, на что он был способен, и все-таки победил его. Терпение Христа сейчас и позже, во время Его страданий и смерти, более удивительно, чем власть сатаны или его пособников, ибо ни он, ни они не имели бы против Него никакой власти, если бы она не была дана им свыше. Как утешительна мысль, что Христос, позволивший сатане употребить свою власть против Себя, не позволяет ему таким же образом проявлять ее против нас, но ограничивает его, зная нашу немощь! Во-вторых, как коварен был диавол в выборе места для искушения. Намереваясь принудить Христа проявить Свою собственную власть и надменно рассчитывать на попечение Бога при этом, он приводит Его в общественное место в Иерусалиме, многонаселенном городе, который был радостью всей земли, приводит Его в храм, который был одним из чудес света, предметом всеобщего удивления и восхищения. Здесь Он мог бы сделать Себя известным, привлечь к Себе всеобщее внимание и доказать, что является Сыном Божьим; не в безлюдной пустыне, где Он подвергался первому искушению, но перед толпами народа, на самой превосходной сцене.

Заметьте, что Иерусалим здесь назван святым городом, ибо так его называли и таким его считали, в этом городе было святое семя, являвшееся сущностью его. На земле не существует такого святого города, в котором мы были бы защищены от сатаны и его искушений. Первый Адам был искушаем в святом саду, второй — в святом городе. Поэтому будем бодрствовать в любом месте. Больше того, святой город — это такое место, где он имеет большое преимущество и успешно искушает людей к гордости и самонадеянности. Но благодарение Богу, в вышний Иерусалим, этот действительно святой город, ничто нечистое не войдет, там мы будем навеки избавлены от искушений.

Сатана поставил Его на крыле храма, которое (по описанию Иосифа Флавия) было таким высоким, что человек, стоящий на нем, не мог без головокружения смотреть вниз. Примечание. Крылья храма — это места искушений. Я имею в виду: Высокие места, они весьма скользкие. Успехи в этом мире делают человека прекрасной мишенью для раскаленных стрел сатаны. Бог унижает нас, чтобы потом возвысить, а диавол возносит, чтобы потом низвергнуть, поэтому тот, кто остерегается падения, должен остерегаться возвышения.

Высокие места в церкви, которые по- своему тоже опасны. Высокоодаренные, занимающие выдающееся положение и пользующиеся высокой репутацией должны сохранять себя в смирении, ибо сатана обязательно постарается, чтобы они возгордились и подпали осуждению с диаволом. Стоящие высоко должны позаботиться о том, чтобы стоять твердо.

Как сатана осуществил свой замысел.

«Если Ты Сын Божий, яви Себя теперь миру, докажи, что Ты Сын Божий, бросься вниз, и тогда, во-первых, Ты вызовешь всеобщее восхищение как Человек, находящийся под особым покровительством небес. Увидев, что падение с такой высоты ничем не повредило Тебе, они скажут (как варвары сказали о Павле), что Ты Бог». Предание говорит, что таким же образом Симон Магнус пытался доказать, что он бог, но его претензии были опровергнуты — он упал и разбился. «Более того, Тебя, во- вторых, воспримут как пришедшего с особой миссией с небес. Весь Иерусалим увидит и признает не только то, что Ты более чем человек, но что Ты Посланный Богом, Ангел завета, Который должен внезапно прийти в храм (Мал. 3:1), а оттуда спуститься на улицы святого города. Таким образом можно будет быстрее убедить иудеев».

Заметьте, как сказал диавол: « Бросься вниз». Сатана не мог сам сбросить Его вниз, хотя совсем нетрудно было столкнуть Его со шпиля. Примечание. Власть сатаны ограничена: доселе дойдешь, и не перейдешь. Если же диавол сбросил бы Христа вниз, то не достиг бы своей цели, Христос бы при этом не согрешил, а лишь пострадал. Примечание. Какой бы реальный вред мы ни понесли, это результат наших собственных действий, диавол может убеждать, склонять, но заставить, принудить он не может. Он может лишь сказать: «Бросься вниз», но сбросить вниз не сможет. Каждый человек искушается, увлекаясь собственной похотью, его не принуждают, но обольщают. Поэтому не будем сами себе вредить, и тогда, благодарность Богу, никто не может повредить нам, Прит. 9:1 2.

Как он обосновал свое предложение Священным Писанием. Ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя». И Саул во пророках? Неужели сатана был таким сведущим в Писании, что так легко мог цитировать его? Вероятно, да. Примечание. Голова человека может быть заполнена выдержками из Священного Писания и на устах его могут быть библейские выражения, а сердце его в то же время может быть преисполнено враждою к Богу и ко всему доброму. То, что бесы знают Священное Писание, только увеличивает их злобность и их мучение. Никогда диавол не говорил с большей досадой, чем тогда, когда он сказал Христу: «Знаю, Кто Ты». Сатана хотел бы убедить Христа броситься вниз, надеясь, что Он убьет Себя, и таким образом будет покончено и с Ним Самим, и с Его делом, о котором Он так ревновал. Чтобы подтолкнуть Его к этому, сатана уверяет Его, что Ему ничто не грозит, что добрые ангелы спасут Его, ибо Ангелам Своим заповедает о тебе… (Пс. 90:11).

Во-первых, в словах сатаны была доля истины: действительно, в Библии имеется обетование о служении ангелов в целях защиты святых. Диавол знал это из опыта, поскольку не раз обнаруживал, что его покушения на святых оставались безуспешными, и это очень раздражало его и приводило в ярость, как, например, то, что Бог оградил Иова со всех сторон, о чем он говорил с такой обидой, Иов. 1:10. Применяя это обетование к Христу, он тоже был прав, ибо к Нему относятся главным образом и в первую очередь все обетования о защите святых, а в Нем — и ко всем святым. Обетование о том, что Он хранит все кости его (Пс. 33:21), исполнилось во Христе, Иоан. 19:36. Ангелы охраняют святых во имя Христа, Отк. 7: 5, 11.

Во-вторых, в его словах была изрядная доля неправды. Возможно, диавол особенно ненавидел это обетование и извращал его, ибо оно часто стояло на его пути и разрушало его злые замыслы против святых.

Заметьте, как лукаво он цитирует его, и это было плохо. Обетование гласит: Они будут охранять Тебя. Но как? — На всех путях Твоих, и только при этом условии. Если мы сходим с путей наших, с путей долга нашего, то лишаемся этого обетования Божьего и оказываемся вне Его защиты. Искуситель упускает эти слова, так как они не в его пользу. Если бы Христос бросился вниз, то Он уклонился бы от Своего пути, ибо Он не был призван подвергать Себя такому риску. Очень хорошо при всех обстоятельствах самим сверяться со Священным Писанием и не принимать на веру чужих высказываний, чтобы не оказаться обманутыми теми, кто извращает и искажает слово Божье. Мы должны подражать благомысленным верующим из города Вереи, которые ежедневно исследовали Писание.

Как он неправильно применяет это обетование, и это было еще хуже. Оправдывать Писанием свой грех означает злоупотреблять Писанием, и когда люди перетолковывают его к своему собственному искушению, то делают это к собственной своей погибели, 2 Пет. 2:16. Это обетование надежно, неизменно и дано во благо нам, но диавол старается употребить его во зло, внушая нам злоупотреблять Божьим попечением. Примечание. Это не ново, когда благодать Божья обращается в повод к распутству, когда люди находят поддержку для греха в откровениях о Божьем благоволении к грешникам. Не оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Не броситься ли нам вниз, чтобы ангелы понесли нас? Бог запрещает (рус. никак. — Прим. переводчика.).

Как Христос победил это искушение.

Как и прежде, Он противостал ему и победил его, как и предыдущее, словом Написано. Искажение Священного Писания диаволом не помешало Христу использовать его. Он тотчас заявляет (Втор. 6:16): «Не искушай Господа Бога твоего». Это не означает: «Поэтому ты не должен искушать Меня», но: «Поэтому Я не должен искушать Моего Отца». В тексте, из которого Христос цитирует эти слова, они стоят во множественном числе — не искушайте, но здесь они стоят в единственном — не искушай. Примечание. Мы тогда поступаем правильно и хорошо, когда слушаем и воспринимаем слово Божье, Его обетования как относящиеся лично к нам. Сатана говорит — написано, и Христос говорит — написано, это не означает, что Писание противоречит самому себе. Бог один, Слово Божье одно, и Он не раздваивается в Своих мыслях, но первое «написано» относится к обетованию, а второе — к заповеди, поэтому первое должно объясняться вторым и применяться соответственно ему, ибо самым лучшим толкователем Писания является само Писание. Тот, кто пророчествует, изъясняет Писания, должен делать это по мере веры (Рим. 12:6), то есть согласно практическому благочестию.

Если бы Христос бросился вниз, это было бы искушением Бога, потому что это означало бы требовать дальнейшего подтверждения того, что было уже достаточно хорошо подтверждено. Христу уже ясно было засвидетельствовано, что Бог является Отцом Его и заботится о Нем, что Он повелел Своему ангелу охранять Его. Поэтому испытывать это еще раз означало бы искушать Бога, как фарисеи искушали Христа, когда они, получив так много знамений на земле, требовали от Него знамений с неба. Это оскорбление Святого Израилева.

Это было бы требованием особой защиты в том, к чему Он не был призван. Если мы уклоняемся с путей праведных и ждем, что Бог станет следовать за нами, ибо обещал не забыть нас; если ожидаем, что Он будет потакать нашим капризам и баловать нас, потому что обещал восполнять наши нужды; если мы самовольно подвергаем себя риску и надеемся на благополучный исход, не используя определенных средств, потому что Он обещал охранять нас, — все это будет дерзкой самонадеянностью с нашей стороны, то есть искушением Бога. Он Господь, Бог наш, и это усугубляет наш грех; Он Отец наш, и вести себя подобным образом значит злоупотреблять привилегиями, которыми мы обладаем как Его дети. Бог вдохновляет нас Своими обетованиями полагаться на Него, но мы проявляем крайнюю неблагодарность, если именно поэтому искушаем Его; это противоречит нашему долгу перед Ним как нашим Богом. Это означает оскорблять Того, Кого мы обязаны почитать. Примечание. Мы не должны ожидать больше того, что нам обещал Бог.

 

Мэтью Генри, «Толкование на книги нового завета», Том 1, Евангелие от Матфея

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий