Бизнес как миссия — это больше, чем вы думаете!

бизнесШведская модель бизеса как евангельского служения

Автор исследует потенциал и влияние предпринимательства на такие сферы, как социальные реформы, построение справедливого общества, сокращение бедности, противостояние торговле людьми, а также дар предпринимательства как прославление Бога.

В сложном историческом, этническом, экономическом и социальном контексте общества, бизнес, основанный на библейских принципах, содержит в себе множество возможностей служения Богу и обществу. Примеры из истории и современности подтверждают важность такого бизнеса, как инструмента целостного преобразования людей и общества.

Мусульманская деревня, преобразованная через молитвы, христианских деловых людей и сов

Стоял теплый июньский день 2012 года. Можно сказать, что для шведа было даже слишком жарко. Однако услышанная история заставляла забыть жару и погоду. Я беседовал со старейшиной небольшой мусульманской деревни. Мы сидели возле его дома, пили чай и угощались фруктами, орехами и сладостями. Он был возбужден и сосредоточен одновременно. Будучи истинным мусульманином, он пережил яркую встречу с бизнесменами-христианами, которая произвела на него сильное впечатление. В отношениях между мусульманами и христианами Индонезии на протяжении уже долгого времени присутствовало недоверие и напряженность.

Некоторое время назад его деревня находилась в плачевном состоянии. Крысы съедали 40 процентов урожая каждый год, а также распространяли болезни. Никакой работы по созданию системы ирригации не велось. Никто из жителей деревни не отличался духом предпринимательства и не думал о том, чтобы молиться о переменах.

Одни мои хорошие друзья и коллеги приехали в эту деревню и познакомились со старейшиной. Они были христианами-бизнесменами, у которых было желание помочь и послужить «мостиками» для того, чтобы сгладить религиозное разделение, царившее в обществе. Сначала старейшина не согласился сотрудничать с ними.

Почему в деревню приехали бизнесмены, а не благотворительная организация или представители государственных структур? Стоит помнить, что эти бизнесмены были еще и христианами — не мусульманами. Случилось так, что одна деловая женщина-христианка предложила молиться за ситуацию в этой деревне. Она сказал, что молитва может приносить перемены. Да, Бог может изменять ситуации. Было принято решение начать молиться. В этот момент что-то произошло, и это стало поворотным пунктом. Вскоре старейшина сам обратился к этим бизнесменам с просьбой вернуться, и они снова приехали в деревню.

Старейшина видел, что мне становилось очень жарко, и он любезно включил вентилятор и повернул его ко мне. При этом он не прекращал рассказывать свою историю, историю преобразования. Итак, команда христианских деловых людей провела исследование и проанализировала возможности уничтожения крыс безвредным для окружающей среды и людей способом. Они также исследовали возможности увеличения производства сельскохозяйственных культур и запуска прибыльных предприятий. Был обнаружен вид сов Tyto alba (Обыкновенная сипуха), которые едят крыс, однако они очень плохо размножаются в неволе. Некоторые люди говорили, что такой план заранее обречен на неудачу и ничего не получится. Но предприниматели молились, проводили исследования и в итоге все получилось. Я сам видел многочисленные гнезда сов на полях. Потери урожая сократились с 40 до 2 процентов в год. А благодаря проведенным скважинам и ирригационной системе, удвоился ежегодный урожай риса.

Я спросил старейшину, почему они до этого сами не восстановили скважины и не разработали систему ирригации. Он ответил, что христиане изменили мышление людей о самой работе и сотрудничестве, и более того, рассказали о важности молитвы. «Теперь мы открыты к переменам и занимаем активную позицию. И мы всегда начинаем с молитвы», сказал старейшина.

Мои индонезийские друзья-бизнесмены запустили в этой деревне курсы по бизнес-планированию, основанные на библейских принципах. Они также способствовали запуску небольшого производства, компании по маркетингу, продажам и развитию местной инфраструктуры. Эта небольшая деревня с 2320 жителями стала образцовой деревней Индонезии. Национальное телевидение представило их в качестве модели, которая демонстрирует взаимовыгодное сотрудничество и выстраивание отношений между мусульманами и христианами, а также служит примером созидательного бизнеса. Деревня на данный момент является национальным учебным центром по разведению сов, которые уничтожают крыс.

Я слышал несколько свидетельств о том, как конкретные молитвы-просьбы приводили к конкретным ответам, которые были связанны с такими объектами, как дождь, вымощенная дорога, здание, мотоцикл и т.д. Когда мы покидали деревню, я был очень воодушевлён, осознавая всю уникальность произошедшего. Я лично был свидетелем реального действия важных факторов на динамику экономического, социального, экологического и духовного преобразования. Этими ключевыми факторами были: молитвы, христиане-бизнесмены и… совы. Можно сказать, что эта история является одним из возможных вариантов практической реализации Бизнеса как Миссии.

Бизнес Как Миссия (БКМ)

Христофор Колумб открыл Америку? Не совсем. Викинги побывали там несколькими веками ранее. Таким образом, можно сказать, что Колумб открыл Америку вновь. Бизнес как Миссия не является новым открытием — это повторное открытие библейских истин и методов. Как и во времена Реформации, когда звучал призыв: ad fontes — назад к истокам.

Бизнес как Миссия, БКМ (англ. BAM), сегодня является широко используемым словосочетанием. Словосочетание возможно и новое, но его основные понятия не представляют собой ничего нового. Во времена Реформации забытые истины христианства вновь стали актуальны, а господствующим тогда подходам и взглядам был брошен вызов. Мы пересматриваем Священное Писание, подвергая сомнению взгляды и традиции того времени, принимая во внимание ситуацию в сегодняшнем мире. Мы также пересматриваем и историю, выделяя забытые сегодня истории христиан прошлого, которые через свой бизнес способствовали социальному преобразованию во всем обществе. Вот один пример из Норвегии:

Ханс Нильсен Ходж родился в Норвегии в конце 1700-х в бедной сельской местности. В то время там не было демократии, и религиозная свобода была ограничена. В возрасте 25 лет Ходж пережил личную встречу с Богом. Девиз жизни Ходжа стал таким: любить Бога и ближних. Он стал много ездить по Норвегии и делать то, что в наши дни назвали бы насаждением церквей через бизнес.

Он запустил 30 бизнес-проектов, включая легкую промышленность, кирпичные заводы, мельницы, склады, солевые и минеральные шахты, фабрики по производству бумаги и открыл типографии. Он был предпринимателем и одновременно катализатором общественных изменений. Многие люди, вдохновленные его делами и примером, начинали читать Библию, встречаться с другими верующими для молитвы и общения, постепенно открывалось множество различных бизнес компаний.

Даже светские историки сегодня признают наследие Ходжа и его вклад в развитие современной Норвегии. Его иногда называют «Отцом демократии Норвегии». Он способствовал продвижению равенства между мужчинами и женщинами, его служение привело к духовному пробуждению и развитию предпринимательского движения. Таким образом, наследием Ходжа стало духовное, экономическое и социальное преобразование всей страны, всего общества.

Его жизнь и работа иллюстрируют некоторые цели, принципы и результаты БКМ.

Три Библейских поручения

«но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство». (Втор. 8:18)

Многие евангелисты часто делают акцент на Великом Поручении, но при этом иногда делают упущение. Великое Поручение — это только одно из трех поручений, которые даны нам Богом. Первое Бог дал нам при сотворении, Бытие 1-3: мы должны быть творцами и производить/творить нечто хорошее, для нас самих и для других людей, будучи    хорошими управляющими всего, порученного нам — включая и физическую сферу. Это, конечно же, предполагает творчество/производство и в бизнесе — для создания богатства.   Создание богатства является благочестивым талантом или даром: «Помни Господа Бога твоего, ибо Он дает тебе способность производить богатство» (пер. с англ. Второзаконие 8:18). Христиане часто говорят о правильном распределении богатства. Но о каком распределении может идти речь, если сначала это богатство не будет создано?

Второе поручение является большей заповедью, которая говорит нам о любви к ближнему. На этом понятии основывается то, что современные экономисты называют Корпоративной социальной ответственность (КСО). КСО это набор принципов, касающихся создания богатства, продуктов и услуг, будучи внимательным к ‘своему ближнему’. КСО признает важность служения через бизнес нескольким группам лиц — не только владельцам, но и сотрудникам, поставщикам, клиентам, сообществу и окружающей среде. КСО включает в себя три базовых понятия и рассматривает, какое воздействие компания оказывает на экономическую, социальную и экологическую сферу с точки зрения различных заинтересованных сторон.

БКМ (Бизнес как миссия) признает важность этих трех базовых понятий, поскольку они основаны на Божьем поручении творить, управлять и служить людьми. Но при этом БКМ простирается далее, к КСО+, поскольку существует третье поручение —Великое Поручение. Мы должны прославлять Бога и проповедовать о Христе всем людям. В этом заключается четвертое базовое понятие. Мы вносим Великое Поручение в свои бизнес-цели, разрабатывая тем самым глобальный миссионерский подход в бизнесе. БКМ это КСО +, где + можно рассматривать как крест — приведение всего под господство или главенство Христа.

Мы должны заново открыть для себя три Библейских поручения и рассмотреть их значение с точки зрения церкви, бизнеса и глобальной миссии. Здесь существуют, конечно же, и другие аспекты. И во время этого весьма актуального анализа, нам необходимо подумать над такими вопросами:

  • Почему часто призвание пастора или миссионера рассматривается как более высокое, чем призвание быть предпринимателем или главным бухгалтером?
  • Почему для искоренения бедности чаще всего рассматриваются некоммерческие механизмы или проекты, тогда как коммерческие компании или проекты (дающие прибыль) являются естественными и библейскими механизмами для создания богатства?
  • Почему большее внимание уделяется процессу распределения богатства, а не процессу его создания?
  • Почему участие и влияние деловых людей-христиан часто сводится лишь к пожертвованиям на нужды служения?
  • Почему, когда мы говорим о хорошем бизнесе, то имеем в виду только три базовых понятия (влияние в экономической, социальной и экологической сферах), — и забываем про четвертое: прославлять Бога и проповедовать Христа всем народам, по мере развития этого бизнеса?
  • Почему так мало семинарий и Библейских колледжей, которые предоставляют курсы по Теологическим аспектам работы и бизнеса?

В 2011 году Тунехаг инициировал еще один более многочисленный глобальный центр по Бизнесу как Миссии. Основная цель его состояла в том, чтобы выслушать, изучить и провести анализ, а также соединить вместе ключевых лидеров БКМ со всех континентов. Было создано более 30 национальных, региональных и международных рабочих групп. Некоторые фокусировались непосредственно на БКМ, другие на отдельных темах или проблемах, имеющих отношение к БКМ. В результате это привело к самому большому международному собранию лидеров данной сферы и совместному использованию интеллектуального и социального капитала. Инновационные отчеты этих рабочих групп публикуются, начиная с октября 2013 года.

В результате работа этих двух центров БКМ привела к созданию глобального движения БКМ, разработке совместного видения и общих ценностей, созданию глобальной сети практиков БКМ и других ключевых лидеров всей сферы воздействия БКМ.

О Матсе Тунехаге

Матс Тунехаг является спикером, писателем и консультантом из Швеции; имеет опыт работы примерно в половине стран мира. В течение последних 20 лет специализируется на разработке концепции Бизнес как Миссия (БКМ), а также участвует в работе национальных, региональных и глобальных стратегических альянсов.

Матс Тунехаг является старшим руководителем Бизнеса как Миссии в рамках Лозаннского движения и Мирового Евангельского Альянса. Он читает лекции на тему Бизнеса как Миссии по всему миру. Его статьи и документы по БКМ доступны на английском языке и 15 других языках на сайте www.MatsTunehag.com.

Матс Тунехаг задействован в работе глобального инвестиционного фонда, основанного на христианских ценностях, задачей которого является поддержка МСП с целью их роста и целостного воздействия в арабском мире и Азии путем обеспечения финансового, интеллектуального и человеческого капитала. Тунехаг состоит в нескольких советах директоров и руководящих комитетах различных международных бизнес ассоциаций и инициативных групп.

Матс также состоит в Глобальном Совете Адвокатов, международной сети, состоящей из 30 000 адвокатов из более 120 стран мира. Он читает лекции для адвокатов в Европе, Латинской Америке и Северной Америке по проблемам Прав человека и Опыту создания стратегических и влиятельных альянсов для формирования общественного мнения и законодательства.

Также в течение уже десяти лет Тунехаг является автором статей по международным отношениям в национальной газете Швеции.

Бизнес как миссия, это больше, чем вы думаете!

Матс Тунехаг, Швеция, Май 2013

Добавить комментарий