Для Турции геноцид армян – рядовой исторический эпизод утверждения на завоеванных землях

геноцО причинах непризнания геноцида и турецком восприятии истории

На этой неделе сразу две официальные делегации отправились из России в Стамбул и Ереван. Первую, которая посетит берега Босфора, возглавил спикер Госдумы Сергей Нарышкин; вторую, более представительную, – президент РФ Владимир Путин. В армянской столице российский лидер присоединится к президенту Франции Франсуа Олланду, который также приедет в Ереван, чтобы поучаствовать в мероприятиях, приуроченных к 100-летней годовщине геноцида армян в Османской империи. Нарышкин же вместе с турецкими официальными лицами будет отмечать еще одну вековую годовщину – Дарданелльской операции, или битвы при Галлиполи, в которой армия турок нанесла поражение силам Антанты.

К слову, эта битва была действительно крупным сражением (потери обеих сторон только убитыми около 120 000 человек) и обернулась самым большим на тот момент фиаско Уинстона Черчилля, стоив ему поста первого лорда Адмиралтейства Британской империи. Тем не менее масштаб двух событий абсолютно несовместим, как, собственно, масштаб Нарышкина и Путина. В Анкаре битве при Галлиполи придают огромное значение в первую очередь потому, что это отвлекает внимание мировой общественности от 100-летия геноцида, который турецкие власти не признают и вряд ли это сделают в ближайшем будущем.

О том, что собой представлял тот самый геноцид, в который отказываются верить турки, знает любой мало-мальски образованный человек. Тогда, в 1915-м, на территориях Османской империи в Малой Азии, исторически заселенной армянами, правительство младотурок устроило настоящий ад. Под предлогом выселения из прифронтовой зоны (речь идет о Кавказском фронте Первой мировой) армянского населения, которое с точки зрения турецких властей готовилось переметнуться на сторону России, было уничтожено около полутора миллионов человек. Еще около миллиона армян были выселены в Ливан и Сирию. В результате действий турок под предводительством Энвера-паши, Талаата-паши и Джемаля-паши многие исторические области Западной Армении полностью обезлюдели.

Конечно, армяне сопротивлялись – государственная машина одряхлевшей империи работала кое-как по сравнению, например, с механизмами Третьего рейха, где во время холокоста евреям просто не оставили никаких шансов избежать концлагерей. Так, ванские армяне 27 дней защищали свой город от турецких войск, пока не дождались подхода русских отрядов (впрочем, впоследствии Ван все равно пришлось оставить, и не ушедших с российской армией армян турки перебили). Наиболее же известным эпизодом армянского сопротивления стала оборона горы Муса-Даг, где простые сельчане под предводительством бывшего офицера Мовсеса Тер-Галустяна в течение нескольких недель отбивались от турецких атак, после чего были подобраны кораблями Антанты. Как утверждает израильский писатель и общественный деятель Майкл Дорфман, книга Франца Верфеля «Сорок дней Муса-Дага», посвященная армянскому сопротивлению, в свое время была культовой и для молодого еврейского государства, где на примере защитников Муса-Дага воспитывали детей и учили солдат.

Если до Первой мировой войны в Турции христиане составляли треть населения, то сегодня 0,6%

Многочисленные свидетельства подтверждают, что армяне уничтожались целыми селениями, женщины, дети, старики – все подряд. В начале 1916 года, когда русские войска, прорвав турецкий фронт, взяли Эрзурум (который в то время считался «столицей турецкой Армении»), они нашли там всего несколько армянок, содержавшихся в гаремах. А от всего армянского населения города Трапезунда осталась лишь небольшая группа сирот и женщин, спрятанных греческими семьями.

Можно сколько угодно продолжать перечислять аналогичные факты, тем более что власти Османской империи, а впоследствии Турции и до и после этого нередко прибегали к массовой резне как к способу решения своих внутриполитических проблем. По всей видимости, считали в Высокой Порте, обильное кровопролитие является хорошим подспорьем для укрепления единства империи. Но все оказалось с точностью до наоборот.

Причем речь идет не о какой-то седой древности – в 1822 году на острове Хиос турки перебили 25 000 греков, в 1876 году во время подавления Апрельского восстания в Южной Болгарии башибузуки вырезали около 30 000 человек. Уже после падения династии Османов, в 1922 году возглавляемые Кемалем Ататюрком войска уничтожили около 200 000 греков и армян в Смирне. Во время Первой мировой войны, помимо армян, массовым преследованиям подверглись ассирийцы, проживавшие на территории Османской империи, – количество погибших оценивается различными исследователями в сотни тысяч человек. Словом, практика была отработана – если до Первой мировой войны в Турции христиане составляли треть населения, то сегодня 0,6%. Отголоски упомянутой практики можно проследить до середины XX века, когда Турция уже была вполне светским государством. В 1955 году в Стамбуле прошли массовые греческие погромы, в результате которых погибли десятки человек, а само греческое население бывшей столицы Византии сократилось с тех пор со 140 000 до двух-трех тысяч человек.

И все же преследование армян в 1915 году стоит особняком хотя бы по количеству жертв, поэтому вполне может называться геноцидом, что уже признали множество государств, в том числе Россия, Франция, Италия, Нидерланды, Швеция, Греция, Канада, Швейцария и другие страны, а также Совет Европы и Европарламент. В США из 50 штатов геноцид армян признают 43. На днях о готовности признать резню армян геноцидом заявил и министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.

Слово «геноцид» в заявлении Эрдогана не прозвучало, а резню и депортацию 1915 года он предпочел назвать «событиями начала ХХ века»

К столетию трагических событий 1915 года сторонники признания геноцида армян получили мощную поддержку сразу с нескольких направлений. Говоря о преследовании армян, слово «геноцид» употребил в своей речи и папа римский Франциск I. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган расценил высказывание понтифика как «бред». Тем временем Европарламент напрямую обратился к Анкаре с призывом признать геноцид. Турецкая пресса сочла это решение Брюсселя «шоком» для страны. Давление на Турцию продолжается, но пока позиции наследников Ататюрка непоколебимы – геноцида, по их мнению, не было.

Хотя еще в начале этого года тот же Эрдоган стал первым турецким политиком подобного уровня, который принес в адрес Еревана соболезнования в связи с многочисленными жертвами среди армянского населения Османской империи. Конечно, слово «геноцид» в заявлении Эрдогана не прозвучало, а резню и депортацию 1915 года он предпочел назвать «событиями начала ХХ века». В свою очередь, президент Армении Серж Саргсян пригласил своего турецкого коллегу в Ереван на мероприятия, посвященные столетию геноцида. Эрдоган отмолчался, а глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу позже посетовал, что откровение турецкого президента «не нашло отклика у армянских властей».

С 1993 года Армения и Турция прекратили дипломатические отношения, а граница между двумя странами до сих пор остается закрытой. Но, несмотря на отрицание геноцида в Анкаре, по словам Чавушоглу, не собираются отказываться от попыток нормализации отношений с Ереваном. Правда, представить себе эту нормализацию без объединения позиций обеих стран в отношении событий 1915 года не представляется возможным.

В турецких школах, разумеется, тема геноцида армян практически не затрагивается, и турки очень болезненно реагируют, когда этот вопрос включается в школьные пособия в других странах. В прошлом году канадские турки собрали более двух тысяч подписей под петицией, призывающей исключить модуль по геноциду армян из учебной программы окружных школ Торонто. Однако местные власти им отказали.

А вот в турецких вузах эта тема поневоле всплывает. Так, в экзаменационном билете для студентов исторического факультета турецкого университета Диджле содержится следующее утверждение: «Османское государство не осуществляло геноцид. Часть сотрудничающих с русскими и наносящих османской армии удар со спины армян умерла за предательство, а другая часть – вследствие предложенного немцами переселения: от голода, болезней и холода. Другая же часть армян, из-за предательства, удалилась с русскими, и, таким образом, число армянского населения Турции уменьшилось». На это студенты должны ответить, отметив один из вариантов: «а» – правильно, «б» – неправильно. Большинство студентов, по понятным причинам, выбирают первый вариант.

Только 9,1% опрошенных граждан Турции считают, что Анкара должна признать геноцид армян и принести извинения.

Вместе с тем в этом году в Стамбуле 24 апреля впервые состоится мемориальная церемония в память о массовой гибели армян. Правда, как заявил премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, Турция хоть и «разделяет боль» потомков погибших, называть события столетней давности геноцидом и возлагать всю ответственность исключительно на турецкий народ «проблематично с моральной и с юридической точки зрения».

В Турции, конечно, есть люди, причем весьма известные, которые признают геноцид 1915 года. Это, например, историк и публицист Танер Акчам, который с конца 70-х годов живет в Германии, где получил статус политического беженца. Или правозащитник и издатель Рагип Зараколу, в 2008 году признанный виновным турецким судом в «оскорблении основ Турецкой Республики» за издание книги, посвященной геноциду. Зараколу многократно был судим за свои убеждения и провел несколько лет за решеткой, а в 2012 году был номинирован на Нобелевскую премию мира. Одним из немногих представителей турецкой интеллигенции, открыто признавших геноцид армян, является и лауреат Нобелевской премии по литературе Орхан Памук. И все же в основной своей массе турки не разделяют позиций знаменитого писателя. Согласно последним соцопросам, только 9,1% опрошенных граждан Турции считают, что Анкара должна признать геноцид армян и принести извинения.

24 апреля утром в ереванском мемориале «Цицернакаберд» состоится памятная церемония, посвященная жертвам геноцида. В этот же день Турция с помпой (среди приглашенных Анкарой гостей принц Чарльз, принц Гарри, премьер-министр Австралии Тони Эббот, премьер-министр Новой Зеландии Джон Кей и другие) отметит столетие битвы при Галлиполи, хотя раньше годовщина сражения всегда отмечалась 23 апреля. Но на этот раз Турция решила затмить армянские мероприятия. Благо в истории у каждого найдутся свои поводы для торжеств или поминок.

Петр Бологов

slon.ru

1

Аватар комментатора

Петр

Турки нервничают.
Им ещё долго придётся нервничать.
Чем дальше, тем больше стран будет признавать геноцид против армян.
им
Чем раньше турки признают геноцид, тем самым им будет легче во всех отношениях.

Надо исходить из того, что эта массовая резня армян (1,5 млн. чел.!) произошла в период уже дряхлой Османской империи и нынешнее поколение за неё не виновато.

Но, если уж турки упорно не хотят официально признать этого действа, то они по сути дела переносят вину за них и на себя, т.е. сами загоняют себя в угол, и позволяют другим сечь их как малых детей.
К сожалению они этого никак не могут понять.

Добавить комментарий