Индивидуализм и закат Запада

Андрей Заостровцев

Индивидуализм и демократия подточили основы сотворенных Западом процветающих обществ. Порожденный индивидуализмом триумф науки привел к смерти Бога на Западе и, таким образом, к утрате личной морали. Лал повторяет слова Федора Достоевского: «Бога нет — все дозволено».

Широко известный ученый-экономист Дипак Лал является признанным в мире специалистом в области международных экономических отношений и экономики развития. Дипак Лал — гражданин США и профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Проблеме влияния западного индивидуализма на будущий экономический прогресс Лал уделил в своих исследованиях едва ли не самое большое внимание. Дело в том, что «индивидуализм парадоксальным образом подточил самые скрепы сотворенных им процветающих обществ. Порожденный индивидуализмом триумф науки привел к смерти Бога на Западе и, таким образом, к смерти вины, предписывавшей соответствующую личную мораль. В свою очередь, демократизация, также вызванная индивидуализмом, подточила традиционные иерархические основы этих обществ и разрушила набор «манер», основанных на почтении, которые порождают чувство стыда в ходе социализации в этих обществах.

Таким образом, западное общество, согласно Лалу, утратило как чувство вины, так и остатки чувства стыда (которое, как мы уже знаем, доминирует в его концепции в качестве механизма социализации в евразийских цивилизациях). Далее, Лал едва ли не повторяет Федора Достоевского с его «бога нет — все дозволено». Секуляризация Запада имела для него ряд негативных последствий, важнейшими из которых являются государство всеобщего благосостояния и активность НПО.

Начнем с первого. Казалось бы, индивидуализм и этот тип государства несовместимы. Однако Лал видит между ними тесную связь. Его логика такова: отмирание чувства вины одновременно привело и к отмиранию чувства личной ответственности за свое благополучие. Для бедных это означало утрату стимулов для подъема по экономической лестнице, для людей более состоятельных — утрату «буржуазных ценностей»: умеренности в потреблении, бережливости. Добавим сюда разделение поколений в семье, снижение их взаимных обязательств в результате первой папской революции. Ясно, что в такой среде у государства появилось много дополнительных дел в форме организации и финансирования социальной защиты.

Государство всеобщего благосостояния обернулось против модернизации и сокрушило ЛЭМП № 1 (Британская версия). Достаточно очевидно, что свободная международная миграция рабочей силы не может сосуществовать с множеством национальных социальных программ. Каждое государство будет защищать «своих» претендентов на доступ к их благам от «пришельцев».

Однако экономистам видна и связь краха такой опоры ЛЭМП № 1, как золотой стандарт, с присущей государству всеобщего благосостояния негибкостью зарплаты — результата коллективных договоров профсоюзов с предпринимателями под эгидой властей. Золотой стандарт обеспечивает автоматическое регулирование платежных балансов только при абсолютной гибкости всех цен, включая цены на рынке труда: они должны падать в стране с отрицательным балансом (откуда уходит золото) и расти в стране с положительным балансом (куда золото приходит). Тогда продукция первой страны становится более конкурентоспособной на мировом рынке, а второй — менее и баланс выравнивается.

Теперь снова обратимся к империям. Глобализация и модернизация, согласно Лалу, должны опираться на те блага, которые предоставляет имперский механизм. В то же время имперская система США движется к серьезному фискальному кризису, который… был главной причиной падения Римской империи. В основе этого кризиса — непомерные расходы на поддержание социальных обязательств, взятых государством всеобщего благосостояния.

Активно противодействуют глобализации многочисленные НПО. «Роль «штурмовых отрядов» антиглобалистского движения играет бесчисленное множество неправительственных организаций (НПО). Особая роль в нем принадлежит «зеленому движению», представителей которого Лал именует «экофундаменталистами». И это не случайно. Религиозный вакуум Запада, оставшийся после победы индивидуализма, все больше заполняется причудливым культом природы…» (Лал, 2007: 207). Лал приходит к выводу, что «зеленые» — современная секулярная разновидность религиозного движения, которое начало «крестовый поход» всемирного масштаба, стремясь навязать все свои представления о жизни.

Концепцией, на которой «зеленые» и прочие НПО строят свои притязания, является т. н. демократия участия. Лал называет ее «абсолютно антилиберальной». Она, как бы парадоксальным это не казалось, приводит к росту влияния групп давления на законодательный процесс. В результате возникает т. н. демосклероз.

Лал подробно рассматривает многообразные формы ущерба, проистекающие из деятельности «зеленых». Это и мифический взгляд на глобальное потепление (с отнюдь не мифическим последствиями в виде Киотского протокола), и запрет на применение ДДТ (который привел к эпидемии малярии в Африке), и борьба с генетически модифицированными продуктами, и многие другие «достижения».

Ради своих целей НПО «колонизировали ООН»: многие его ведомства следуют их целям. Распространяется их влияние и на Всемирный банк. Они «превратились в настоящие инкубаторы всевозможных антиглобалистских программ, укомплектованные международной бюрократией, стремящейся к получению соответствующей ренты.

Очевидно, что «зеленое движение» и прочие НПО дают мощный импульс, направленный против ЛЭМП № 2. В их сотрудничестве с ведомствами ООН «они — самые мощные каналы распространения «нового дирижизма».

Формальный гуманизм «зеленых» оборачивается мизантропией: Пусть погибнет человек, лишь бы здравствовала природа. «Зеленые», естественно, выступают против обеих форм «капитализма» — свободной торговли по Смиту и сжигания ископаемого топлива; поэтому, если они возьмут верх, беднякам всего мира будет не на что надеяться. Если называть вещи своими именами, то их цель — увековечить традиционную нищету, характерную для великих евразийских цивилизаций — индийской и китайской.

Что же делать? Лал считает, что долг крупнейших стран третьего мира и потенциальных имперских держав, таких как Индия и Китай, — противостоять современному религиозному движению, каковым являются «зеленые», выступившие в крестовый поход за прекращение экономического развития.

Лал не зря называет Индию и Китай «потенциальными имперскими державами». Если США не возьмут на себя ответственность за поддержание глобального Pax, то можно ожидать, что за решение этой задачи возьмется одна из этих восходящих держав. И с учетом проявленной ими заинтересованности в либерализации экономики, они, как полагает Лал, будут строить необходимый для глобализации Либерального экономического мирового и имперского порядка.

 

Начало см. Либеральный экономический мировой и имперский порядок – Американская версия, analitikaru.ru

Дипак Лал: модернизация без вестернизации / Андрей Заостровцев: Препринт М-28/12. — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012. — 48 с. — (Серия препринтов; М-28/12; Центр исследований модернизации).

1

Аватар комментатора

Петр

«имперская система США движется к серьезному фискальному кризису, который… был главной причиной падения Римской империи.
В основе этого кризиса — непомерные расходы на поддержание социальных обязательств, взятых государством всеобщего благосостояния.»
………………………………………………………………………………………………………….. Когда — нибудь малолетняя империя подросток — акселерат должна лопнуть.
Процесс распада пошёл. И ничего с этим сделать нельзя.
Римская империя не желала распада, но распад произошёл.
Так будет и с США.
«Индивидуализм и демократия подточили основы сотворенных Западом процветающих обществ.»

Добавить комментарий