Как мы просвещаемся Духом Святым

духПросвещение — это не получение новых откровений от Духа. Скорее — это помощь Духа по применению истин полного Божьего откровения, которым является Писание, в нашей духовной жизни.

Невозможно правильно понять объективное откровение Бога в Писании без просветительной работы Духа Святого. Просвещение не равно ни откровению, ни вдохновению. Оно не сообщает нам никакой новой божественной истины, но скорее помогает понять истину Бога, наиболее полно и окончательно раскрытую в Писании. Без просвещения Духа невозможно ясно понять учение Писания, которое необходимо для действенной проповеди.

Чарлз Хаддон Сперджен, благороднейший из проповедников девятнадцатого века, предупреждал своих студентов в Пасторском колледже.

Если от Слова Божьего мы ждем божественного результата, то присутствие Святого Духа необходимо. Как Бог шел перед сынами Израиля, когда они переходили через Красное море; как вел Он их через пустыню в огненном столпе, так мощное присутствие Господа должно ощущаться в Его Слове, чтобы оно было благословением.

Предупреждение Сперджена сегодня актуально так же, как и в те времена. Действенная проповедь — не манипуляция, не игра на чувствах слушателей. Это не пустые «сказочки для христиан». Это не рассказ, не социологический комментарий о текущих событиях, не популярная лекция о психологии, ориентированная на то, чтобы всем было хорошо. Проповедь действенна, когда просвещенный Духом человек Божий ясно и убедительно излагает Божье, вдохновенное Духом, откровение Писания собранию, тоже просвещенному Духом.

Просвещение — это работа Духа Святого, Который открывает духовное зрение человека для понимания смысла Слова Божьего. Оно относится и к проповеднику, и к его аудитории. Цель Бога и предыдущее историческое откровение Писания не может быть правильно понято без настоящей, личной и субъективной работы Святого Духа. «Просвещение», которое касается только верующих,303 — это просто длительное воздействие Духа, которое способствует ясному пониманию учения и его применению в жизни. Непокорные верующие могут понять духовные истины Писания не больше, чем неверующие. Именно поэтому Петр утверждает, что те, кто хочет расти в Духе, могут добиться этого, только предварительно «отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие» (1 Пет. 2:1 -2). Иаков пишет: «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иак. 1:21).

Хотя в Библии нет термина «просвещение», тем не менее, она много рассказывает о нем. Псалом 118 по сути своей отражает преданность верующего авторитету Слова и пронизан мольбами о просвещении. Вот примеры таких просьб: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18); «Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем» (Пс. 118:33-34).

В Лк. 24:45 ученики поняли значение Ветхого Завета только после того, как Иисус «отверз им ум к уразумению Писаний». И современным верующим Дух Христа дает понимание.

В Еф. 1:17-18 Павел молится, «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых».

Он понимал необходимость просвещения, чтобы христиане преуспевали в святости, и часто молился о том, чтобы оно было им дано (например, Флп. 1:9-11 и Кол. 1:9-11). Дух Святой отвечает на такие молитвы, как апостол Иоанн объясняет в 1 Ин. 2:20, 27: «Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё… помазание, которое вы получили от Него, пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте».

Мак-Артур-младший, Джон.

Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. 364 с.

Добавить комментарий