Прогноз социальных показателей экономики России на 2015 год

прогнозУхудшение экономической ситуации, ожидаемое в 2015 году, обострит ситуацию на рынке труда и приведет к росту безработицы и сокращению занятости. Однако масштабы высвобождения работников будут менее значительными, чем в период кризиса 2008 – 2009 годов.

Во-первых, наблюдаемое в течение последних лет существенное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте будет сокращать предложение трудовых ресурсов.

Во-вторых, ситуация во многих отраслях экономики существенно лучше и не требует массового высвобождения персонала (химия, нефтехимия, металлургия), определенное конкурентное преимущество получили и отрасли, ориентированные на внутренний рынок.

В наиболее уязвимом положенииоказываются занятые в малом бизнесеи неформальном секторе в силу особенностей трудовых взаимоотношений.

При этом меры по поддержке иразвитию малого бизнеса и предпринимательства, предусмотренные в антикризисных мерах, позволят сохранить занятость в этой сфере.

Крупные и средние предприятия в настоящее время не имеют существенных масштабов избыточной занятости, от которой предприятия избавлялись в 2009 году, оптимизируя свои издержки. Учитывая это, предполагается, что предприятия будут стараться сохранить персонал в ожидании спроса и улучшения экономической ситуации.

В качестве основного риска можно отметить ограничение доступности кредитных ресурсов для предприятий (в том числе на текущую деятельность), что может вынудить предприятия начать сокращать персонал. Меры по привлечению оборотных и инвестиционных ресурсов в приоритетные отрасли экономики позволят снизить риск массового высвобождения работников.

Дополнительно будут реализовываться мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

С учетом всех факторов уровень безработицы в 2015 году может составить 6,0 % от экономически активного населения (рост численности безработных на 434 тыс. человек), численность занятых сократится на 593 тыс. человек до 67,4 млн. человек.

Однако, несмотря на более спокойную ситуацию на рынке труда, сокращениереальной заработной платы в 2015 году будет более существенным (на 9,6 %), чемв 2009 году (3,5 процента). Это во многомсвязано с динамикой заработной платы в бюджетном секторе, которая продолжитзамедляться в связи с сокращением финансовых возможностей бюджетов.

Следует также отметить,что запланированный на 2015 год размер индексации заработной платы составит всего 5,5 % (с 1 октября). В то же время предусмотренное увеличение бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации позволит увеличить их финансовые ресурсы на повышения уровня оплаты труда работников бюджетных учреждений.

Так же как и в кризис 2008 – 2009 годов, предприятия в качестве возможного канала снижения своих издержек на труд будут использовать сокращение заработной платы (неполный рабочий день/неделя, переменная часть заработной платы). Поддержка реального сектора экономики, малого и среднего предпринимательства, повышение доступности кредитных ресурсов позволит уменьшить негативное влияние этого фактора   на динамику реальной заработной платы в корпоративном секторе.

Отрицательная динамика реальной заработной платы в           2015 году непосредственно повлияет на реальные располагаемые доходы населения, ожидаемое сокращение которых в 2015 году составит 6,3 процента. При этом реальные располагаемые доходы населения снизятся в меньшей степени, чем реальная заработная плата. Похожая ситуация наблюдалась в 2009 году, когда рост реальных доходов составил 3,0 % при сокращении реальной заработной платы на 3,5 процента. Это объясняется рядом факторов.

Высокий уровень фактической инфляции 2014 года увеличит динамику пенсионных выплат за счет более высокой индексации. Кроме того, в 2015 году ожидается замедление динамики обязательных платежей и взносов (рост на 5,7 %, что существенно меньше динамики предыдущих пяти лет), что положительно отразится на темпах роста располагаемых доходов населения. При этом в большей степени снизится динамика налогов и сборов в результате незначительного роста фонда заработной платы, который является базой для их начисления. А также динамика процентов, уплаченных за кредиты, в связи со снижением суммарной задолженности.

Обязательные платежи и кредиты населению

(млрд. рублей)

2009   г.          2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Обязательные платежи и взносы,  2849,1 3025,1 3535,8 4314,4 5137,7 5594,3 5910,8

темп роста, %           100,4   106,2   116,9   122,0   119,1   108,9   105,7

Налоги и сборы        1816,2 1981,6 2213,9 2513,3 2784,4 2996,7 3127,0

темп роста, %           101,2   109,1   111,7   113,5   110,8   107,6   104,3

Проценты, уплаченные за кредиты  634,4   653,9   824,7   1200,4   1661,1 2021,5 2169,4

темп роста, %           106,4   103,1   126,1   145,6   138,4   121,7   107,3

Потребительские кредиты населению 2393,0 2789,4 3926,0  5614,1  7191,6 7774,5 7032,7

темп роста, %           87,1     116,6   140,7   143,0   128,1   108,1   90,5

Однако в 2015 году, несмотря на переход темпов роста кредитования в область отрицательных значений, необходимость обслуживания кредитов, взятых в прошлые периоды, станет дополнительной нагрузкой на население, что в условиях ограниченности ресурсов отрицательно повлияет на реальные располагаемые доходы населения.

Несмотря на компенсацию дополнительных инфляционных издержек для наиболее уязвимых категорий граждан, сокращение реальной заработной платы и доходов населения приведет к росту уровня бедности с 11 % в 2014 году до 12,4 % в 2015 году.

Сокращение доходов населения в 2015 году в совокупности со сжатием потребительского кредитования    окажут сильное негативное влияние на потребительский спрос. Помимо этого сохранение геополитической напряженности и негативные последствия санкций и контрсанкций вынуждают население отказываться от приобретения многих видов товаров и необязательных услуг или, в лучшем случае, к ограниченному пользованию ими. Все это создаст атмосферу неуверенности в будущем и будет заставлять домашние хозяйства стандартно реагировать на приближение возможного социального и экономического кризиса, меняя модель поведения от потребления к сбережению. В результате потребительский спрос будет сжиматься. По прогнозу ожидается снижение темпов роста оборота розничной торговли на 8,2 процента (в том числе оборот розничной торговли пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий – на 5,9 %, непродовольственных товаров – на 10,2 процента).

Динамика оборота розничной торговли

(% к предыдущему году)

2013г. 2014 г.         2015 г.

оценка                 прогноз

Розничный товарооборот    3,9       2,5       -8,2

Продовольственные товары            2,6       -0,1     -5,9

Непродовольственные товары        4,9       4,7       -10,2

В 2015 году платежеспособный потребительский спрос будет испытывать дефицит источников роста. Снижение реальных располагаемых денежных доходов населения на 6,3 % будет усугубляться повышением уровня кредитной нагрузки для части населения и ослаблением национальной валюты, усилением инфляционного давления. Как следствие население будет вынуждено отказываться от приобретения многих видов необязательных услуг или, в лучшем случае, к ограниченному пользованию ими. В связи с этим в 2015 году ожидается снижение объема платных услуг населению на 5,0 процента.

Динамика объема платных услуг населению

Платные услуги населению Бытовые услуги Транспортные услуги Услуги связи Жилищные услуги Коммунальные услуги Услуги учреждений культуры Туристские услуги

Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения

Услуги физической культуры и спорта Медицинские услуги

Санаторно-оздоровительные услуги Ветеринарные услуги Услуги правового характера Услуги системы образования

(% к предыдущему году)

2013 г. 2014 г.    2015 г.

оценка              прогноз

2,0       1,3       -5,0

5,7       2,5       -5,7

1,2       0,4       -4,2

3,9       1,0       -3,1

1,6       -0,5     -4,0

-0,3     1,8       -5,2

1,6       0,7       -7,6

2,6       -1,9     -6,7

3,1       2,1       -4,6

6,7       9,9       -5,2

3,5       4,4       -7,8

-0,2     2,5       -4,4

7,2       4,9       -1,8

0,2       -4,1     -8,3

-1,2     -2,0     -5,6

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минэкономразвития России), Москва, Январь, 2015

Добавить комментарий