В балансе между социальным и духовным приоритет остается за Евангелием

 

общНаше преображение в Господа не должно подавляться нашей общественной активностью

  • Консервативные христиане склонны к тому, чтобы уделять особое внимание евангелизму и назиданию, в то время, как либеральные христиане уделяют больше внимания социальной справедливости. Первые смотрят больше на личное и внутреннее, а вторые — на социальное и внешнее. Более сбалансированным подходом будет уделять внимание и тому, и другому, а не пытаться выбрать одно из двух. Обе стороны могут чему-то научиться друг от друга, поскольку и те, и другие поднимают важные вопросы.
  • Духовное начало должно влиять на временное бытие, а молитва может иметь отношение к социальной деятельности. Между благотворительностью и справедливостью не обязательно должен быть конфликт, поскольку и тот, и другой аспекты были присущи жизни нашего Господа.
  • Новый Завет учит, что духовное невидимо и более важно, чем физическое и видимое; последователи Пути должны понимать, что они путешествуют вместе и что их гражданство — небеса. Таким образом, Великое относится к главной цели Евангелия – вхождению в Царство Божие и ученичеству. Если мы забудем об этом приоритете, видимое затмит невидимое, а Евангелие будет сведено к социальной деятельности как к самоцели.
  • Обеспечение людей одеждой, пищей, жильем делает их жизнь просто более удобной без удовлетворения вечной потребности, если при этом с ними не делиться Евангелием. Служение физическим и социальным нуждам должно проходить во имя Иисуса и кроме этого служить духовным нуждам.
  • Мы можем выразить любовь к Богу через любовь к людям (Иакова 2:15-17; 1 Иоанна 3:17-18; 4:20-21).
  • В книге «Потоки воды живой» Ричард Джей Фостер пишет, что тема социальной справедливости основана на трех самых больших темах Ветхого Завета: справедливость и праведность во взаимоотношениях (мишпат), любовь и сострадание (хесед), мир и гармония (шалом).
  • Закон и Пророки уделяли большое внимание вопросам справедливости в обществе и интегрировали духовное с социальным. Вера не может быть просто внутренним занятием сердца, она должна выражаться внешне.
  • Духовность справедливости и мира находит примеры во многих отрывках Библии, например, Левит 19:15, Второзаконие 10:17-18, Псалом 103:6, 140:12, 146:9, Притчи 14:31, 19:17, 22:9, Исаия 1:17, 11:1-5, 58:6-10, Иеремия 9:23-24, Амос 2-8, Михея 6:8, Луки 4:18-19, 7:2123, Иакова 1:27.
  • В ранней истории церкви, христиане практиковали семь традиционных дел милосердия: кормить голодных, поить жаждущих, одевать нагих, принимать странников, посещать больных, служить заключенным и хоронить мертвых.
  • По причине большого различия в характере и условиях жизни, некоторые верующие будут гораздо больше заботиться о социальном, чем другие. В Приложении А рассматривается связь между интуицией и пониманием заботы о справедливости, мире, социальных правах. Культурные условия играют при этом важную роль, поэтому для многих христиан в странах третьего мира характерно стремление к радикальным изменениям в обществе.
  • Всегда существует опасность подчинить богословие современной идеологии. Если отсутствует понимание незыблемости Библии, происходит одухотворение доминирующей культурной среды. «Христианский реализм… движим не богословием, которое пытается покрестить современный социальный порядок, а недовольством всеми социальными порядками, богословием богодухновенного будущего, которое рисует картину будущего в реальности настоящего», напоминает нам Кеннет Лич в книге «Испытать Бога». Церковь влияет на окружающий мир лучше всего, полностью отделившись от него, а не слившись с ним.
  • Наш взгляд на служение должен формироваться призванием и стремлением, которое дает нам Бог. Мы должны помнить о распространенной ошибке универсализации нашего стремления к служению. В противном случае, у нас появится морализаторское отношение и мы будем ошибочно считать, что наше призвание обязательно для других.
  • Тем не менее, избегать духовности во всяком социальном деле будет библейски неверным (подумайте об описании «чистое и беспорочное благочестие» в послании апостола Иакова 1:27).

Личная и социальная святость неразделимы; личная святость должна переливаться и наши отношения с людьми и в общественные дела, в то время как социальная святость должна быть основана и усилена личной святостью.

  • Нам следует избегать ошибки обособления духовной жизни, а также ошибки низведения богословия на роль слуги социальной системы. Нам следует создавать напряженность между духовным и физическим, что в свою очередь должно привести к внутренней страсти и социальному соответствию.
  • Во многих случаях соединение главной цели Евангелия с социальной деятельностью может быть очень эффективным, если только в итоге, последнее не поглощает первое. Вот имена некоторых из тех, кому удалось совместить духовное с социальным: Джон Вульман, Вильям Вилберфорс, Лорд Шафтсбери, Джорж Мюллер, Генерал Вильям Бут (Армия спасения), Дэг Хаммарскьёльд, Мартин Лютер Кинг Младший, Мать Тереза.
  • Всесторонняя духовность и духовность социальной справедливости должны идти рука об руку и усиливать друг друга. Общество веры может быть пророческим свидетелем в контексте социальных забот и структурных учреждений.
  • Однако Новый Завет не учит тому, что миссия церкви заключается в приведении общества в соответствие с планами Бога. Он говорит о процессе, который идёт изнутри наружу, от личных перемен к общественным, и о том, чтобы быть светом и солью «среди строптивого и развращенного рода» (Филиппийцам 2:15).
  • Реалистический оптимизм лучше, чем наивный идеализм или фаталистический пессимизм. Как вера воплощения, христианство имеет значительно более широкое воздействие, чем индивидуалистическое богословие. Мы должны остерегаться не только личного греха, но и социальных и структурных грехов. Нас должна поддерживать мысль о том, что только с приходом Царя на земле будет установлено Царство.
  • Многим евангельским христианам пошло бы на пользу более глубокое понимание социальных проблем. Для тех из нас, кто не отличается чувствительностью в этой области, а также для тех, кто никогда не участвовал в социальном служении, знакомство с этим видом духовных дел было бы очень трудной дисциплиной. Наши молитвы и дела могут быть усилены более широким взглядом на социальный и политический мир.
  • Молитвенно попросите о том, чтобы лично участвовать в помощи человеку или группе нуждающихся людей. Служение вдовам, посещение заключенных, помощь престарелым, безвозмездное профессиональное служение, участие в программах помощи голодающим, нуждающимся в одежде и жилье — все это различные способы показать людям любовь во имя Христа (Матфея 25:34-40).
  • Совмещайте дела, к которым вас побуждает Дух Святой с молитвой за голодающих, за угнетенных и гонимых, за тех, кто стоит у власти, за мир между народами. Молитва может достигать многого (Откровение 8:3-5).
  • В «Письмах Баламута» Клайв Льюис делает глубокое замечание по поводу христианства и социальной справедливости через старшего беса в совете Баламута молодому бесу: «Что касается общей связи между христианством и политикой, наша позиция более деликатна. Безусловно, мы не хотим, чтобы христианство переходило в политическую жизнь человека, потому что установление какого-либо поистине справедливого общества было бы настоящим кошмаром. С другой стороны, мы хотим, и хотим очень сильно, чтобы люди смотрели на христианство как на средство, предпочтительно для своей собственной выгоды, но если это не получится, средством для чего угодно, даже для социальной справедливости. Первое, что надо сделать, это заставить человека ценить социальную справедливость, как то, чего требует Враг, а затем работать над этим человеком так, чтобы он ценил христианство лишь за то, что оно обеспечивает социальную справедливость».

Д-р Кеннет Боа,

Преображенный в Его образ, Библейский и практический подход к духовному формированию

Добавить комментарий