Борьба Гитлера за симпатии советских мусульман

мусульМалоизвестные эпизоды пропагандистского противостояния между гитлеровскими оккупантами и советским командованием

Владислав Мальцев, Обозреватель приложения «НГ-Религии»

Крупнейшее в мировой истории военное противостояние в Восточной Европе активизировало у его участников в числе прочего поиск дополнительных мобилизующих факторов, призванных любой ценой вырвать победу из рук противника. Воюющие стороны использовали в своих целях мусульманский фактор. Трактовка действий гитлеровской Германии как крестового похода против большевизма пропагандировалась теми Церквами, которые перешли на службу Третьему рейху. Хорошо известно, как обе стороны боролись за Православную церковь, оставшуюся верной заветам патриарха Тихона. Меньше говорится про ту неожиданную роль, которую сыграло православное обновленчество, почти забытое после «безбожных пятилеток». Наконец, геноцид на оккупированных нацистами территориях возродил религиозные чувства среди советских евреев, которые также послужили делу сопротивления оккупантам.

Взаимный газават

Изначально для германских нацистов восточные народы были представителями враждебной расы «монголов», и многих из них в плену сразу же расстреливали. Кроме того, немало мусульман погибло в плену из-за обрезания, которое нацисты классифицировали как принадлежность к иудаизму.

Изменилось все в декабре 1941 года после визита в Германию представителей Турции, связанных с пантюркистскими кругами. Они убедили Гитлера и его окружение в огромном потенциале использования исламского фактора против Советского Союза. В том же месяце фюрер дал санкцию на создание Туркестанского и Кавказско-магометанского легионов и отбор добровольцев в коллаборационистские формирования из крымских татар, а также на усиление пропаганды в отношении тюркских народов, которых должны были убедить в том, что немцы пришли «освободить» их от «безбожного большевизма». Созданные и вдохновляемые такого рода призывами коллаборационистские формирования активно привлекались гитлеровцами для карательных операций против партизан и мирного населения.

Начиная с 1943 года в Берлине издавалась газета «Газават» (газават – священная война против неверных), выходившая под лозунгом Allah uber uns – Hitler mit uns («Аллах над нами – Гитлер с нами»), предназначенная для представителей горских народов Кавказа. Так, 11 августа 1943 года в ней появился репортаж из коллаборационистской кабардино-балкарской части, присягающей на верность Третьему рейху «под знаменем священного газавата». В другой статье для разжигания страстей распространялись слухи о якобы идущем восстании мусульман в Чечне: «Я в Грозном был 10 июня 1943 года. Там идет страшное побоище. Вся Чечня в огне. Аулы днем и ночью беспрерывно бомбардируются советской авиацией». Сейчас уже несложно проверить по архивным документам, что никаких боевых действий и тем более вылетов военной авиации в Чечне в то время не было.

В январе 1944 года немцами на базе туркестанских, азербайджанских и волжско-татарских батальонов был создан Восточно-мусульманский полк СС, чьим командиром стал офицер связи СС при жившем в Германии великом муфтии Иерусалима Мухаммеде Амин аль-Хусейни ваффен-штандартенфюрер Вильгельм Хинтерзац, принявший с санкции муфтия мусульманское имя Гарун аль-Рашид-бей (под этим именем он фигурирует и в официальных приказах рейхсфюрера СС Гиммлера о создании вверенного ему мусульманского соединения). Великий муфтий, стоявший за еврейскими погромами в Палестине в 1929 и 1936 годах, окормлял мусульманские части СС – как Восточно-мусульманский полк, так и албанские и боснийские дивизии.

Ответной пропагандой озаботились и в Советском Союзе. Так, газета «Дагестанская правда» 15 января 1942 года опубликовала приписанные Гитлеру слова о том, что «мусульмане – монголоидные разрушительные силы, которые должны стать рабами арийской расы». 15 мая 1942 года собравшееся в Уфе исламское духовенство Башкирии, Татарии, Москвы, Казахстана, Урала, Сибири и Поволжья приняло заявление о том, что «фашистская Германия и ее приспешники – Италия и другие, так же как и 1100 лет назад в Испании, и в 1189 году в Крестовом походе, ведут настоящую войну с целью завоевания мирового господства и порабощения народов, притесняя мусульман и уничтожая их религию, культуру и обычаи мусульман», призвав единоверцев «молиться о скорейшем поражении врага, освобождении всего человечества и мусульманского мира от тирании человеконенавистников-фашистов». Это заявление в переводе на татарский, казахский, узбекский, таджикский, туркменский и киргизский языки было издано крупным тиражом и распространялось среди верующих внутри страны и за рубежом вместе с декларацией председателя Центрального духовного управления мусульман Габдрахмана Расулева, обвинявшего аль-Хусейни в том, что тот поклоняется «нацистскому «богу» Вотану».

В ноябре 1942 года муфтий Расулев выступил в «Правде» с письмом в адрес Сталина со словами о том, что, «молясь Аллаху, искренне желает скорейшего поражения врага, освобождения под вашим руководством всего человечества и мусульманского мира от тирании немецких фашистов». 31 января 1943 года в Ташкенте на антифашистском митинге народов среднеазиатских республик СССР прозвучали призывы к священной войне с Германией: «Бойцы-сыновья!.. Великая битва, которую вы теперь ведете, – это газават за свободу советской Родины, и на знамени этого газавата написаны священные слова: «Честь, свобода, мщение».

Великая война за души верующих

НГ-Религия, 20.05.2015

Добавить комментарий