Итернет-мем – как заблаговременная «прививка» против грядущих и настоящих социальных проблем общества

мем3Под политическим интернет-мемом мы понимаем специфический жанр интернет-коммуникации; в этом качестве мы рассматриваем отдельные сообщения в новых медиа, представляющие собой реакцию на то или иное политическое событие, обладающие различной семиотической природой (визуальной, аудиальной, вербальной), отличающиеся броскостью содержания и «упаковки», подвергающиеся многочисленному копированию пользователями и спонтанно распространяющиеся в Сети – а потому могущие быть причисленными к феноменам меметической природы.

Почему подобные мемы так легко завоевывает внимание аудитории и с такой поистине вирусной скоростью «инфицируют» внимание все новых и новых пользователей Сети? Дело не только в том, что многие российские политики то и дело подкидывают       новые, неоднозначные информационные поводы «в топку» общественного внимания; дело еще и в том, что сам жанр меметического сообщения как нельзя лучше отвечает коммуникационным потребностям современной публики. «Рунет захлестнула эпидемия «клипового мышления»: внимание пользователя стало фрагментарно, неустойчиво», – пишет об этом известный специалист в области искусственного интеллекта, один из основоположников российской IT-индустрии И. Ашманов.

Средний пользователь не удерживает фокус внимания, не может воспринимать длинные тексты. Никто не смотрит длинных роликов. Контент должен быть мелко гранулированным, легкоусвояемым, читаться наискось, состоять из привычных образов, «мемов» и архетипов [Короткая память, 2013]. Миллионы пользователей новых медиа, пересылающие друг другу демотиваторы и песни, посвященные Е. Мизулиной, возможно, даже не знакомы с первоисточником – ее реальной политической программой или оригинальными высказываниями на заседаниях Госдумы. Но мем, хорошо отвечающий уже сформированному образу политика, с энтузиазмом воспринимается аудиторией и реплицируется ею с высокой степенью активности.

Помимо функциональной способности политического интернет-мема к мгновенной репликации, хотелось бы обратить внимание и на преимущественно ироничный характер большинства таких коммуникативных образований. Отвечая общей склонности интернет-аудитории к смеховой культуре (стебу, «приколу», сарказму), меметические сообщения иронического характера пользуются «особым» спросом в Сети. Дело здесь, по-видимому, в санационной, очищающей общественную атмосферу способности мема весело обсуждать серьезные политические    вопросы.

«Польза, приносимая мемами, очевидна, – утверждает А. Столетов. – Постоянное критическое осознание и переосмысление – это необходимая часть общественной жизни, которая никогда не сводится к застывшей схеме. Этот нормальный процесс не дает накопиться серьезным проблемам в обществе, постоянно вытаскивая их на свет… Мем – это скорее не вирус, а заблаговременная «прививка» против грядущих настоящих социальных проблем, один из важных защитных механизмов против ситуации, когда десятилетиями не обсуждают очевидное, привыкают называть черное белым, нищету процветанием, непродуктивную порчу сырья – производством… Мем вскрывает накопившееся в обществе скрытое напряжение по какому-либо поводу, концентрирует внимание на незаметно образовавшейся диспропорции в восприятии того или иного факта и дает ей словесное обозначение. Удачные мемы – это своеобразные победители конкурса на лучшее по краткости и эмоциональной выразительности изложение той или иной актуальной для общества темы» [Столетов, 2009].

Говоря о попытках типологизации интересующего нас коммуникативного феномена, приведем одну из удачных, на наш взгляд, классификаций медиамемов, которую предложила А.Г. Квят. Данная схема также, на наш взгляд, объединяет не вполне единообразные основания деления, однако главный и ведущий параметр в ней хорошо просматривается: как оговаривается сама автор, в основу данной классификации лег «нестрогий» подход Р. Докинза, сводящийся к фразе: «все, что может быть скопировано одним человеком у другого». Итак, с точки зрения А.Г. Квят, при типологизации медиамемов речь может идти о следующих явлениях:

речевые клише (цитаты, паремии);
визуальные и аудиовизуальные объекты (фотографии, рисунки, видеоролики);
образы реальных или вымышленных персонажей медиапространства;
бренды компаний или товаров;
тематические доминанты медиапространства (например, хэштеги)  [Квят, 2013].

В рамках политической коммуникации могут в той или иной степени использоваться все перечисленные разновидности мема, хотя первые три, конечно, представляются наиболее частотными в использовании. О двух начальных вариантах мы уже говорили выше, когда рассматривали классификацию медиамемов по семиотическому признаку. К образам персонажей медиапространства можно отнести огромное количество демотиваторов, двусоставных, компаративных, персонажных мемов, визуальную основу которых составляют портреты действующих политиков, снабженные Ироническим, как   правило, слоганом. В качестве четвертого варианта могут быть рассмотрены мемы, связанные с символическим бренд-имиджем в сети политических партий или лидеров, однако они являются относительно редкими в современной меметике (если не считать, конечно, «брендом» партии «Единая Россия» слоган «Партия жуликов и воров»). Что же касается тематической доминанты, то под ней понимаются достаточно крупные информационные комплексы, объединяющие смысловые поля, определяемые каким-либо ключевым словом (выборы, Олимпиада, Путин и т.д.).

Список источников

  1. Все развлечения «Вконтакте»: Типология мемов от улыбчивого кавказца до Саши Грей // http://gorod.afisha.ru/archive/vk-tipologiya-memov/ 18.03.2013 (Дата обращения 12.10.2014)
  2. Короткая память // Российская газета. – 17.01.2013 // http://www.rg.ru/2013/01/17/ashmanov.html (Дата обращения 13.10.2014)
  3. «Наши» «Сети» притащили… Во что превратились кремлевские молодежные движения // http://kommersant.ru/doc/2499143 (Дата обращения 10.07.2014)
  4. Спикер нижней палаты Конгресса США раскритиковал Обаму «гифками» с Тейлор Свифт // https://meduza.io/shapito/2015/01/17/spiker-nizhney-palaty-kongressa-ssha-raskritikoval-obamu-gifkami-s-teylor-svift  (Дата обращения 17.01.2015)
  5. Человек как все. Эпизод 1.Скрытая угроза // http://www.superputin.ru/episode1.html (Дата обращения 12.10.2014)
  6. Crush On Obama http://www.youtube.com/watch?v=wKsoXHYICqU (Дата обращения 20.10.2014)
  7. Yes, We Can // http://www.youtube.com/watch?v=1yq0tMYPDJQ (Дата обращения 20.10.2014)

Шомова Светлана Андреевна, доктор политических наук, доцент, профессор департамента медиа НИУ ВШЭ

«Бизнес. Общество. Власть», 2015. № 22. С. 28–41

Добавить комментарий