Мифы о просвещении Духом Святым

духМак-Артур-младший, Джон

При всем богатстве и разнообразии действия Духа Святого надо признать и мифы и неверные представления о Нем и избегать их.

Во-первых, просвещение от Духа Святого не может дать нам полного знания и понимания Бога. Вт. 29:29 гласит: «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам…». Павел, в своем великом славословии в Рим. 11:33, восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!». Бог дал нам истинное, но не исчерпывающее откровение о Себе. Например, просвещение не дает гарантии, что все кажущиеся парадоксы Писания будут разрешены. Человек в своей ограниченности не может ответить на все вопросы.

Во-вторых, просвещение не устраняет потребности в людях-наставниках. Некоторые неправильно понимают слова 1 Ин. 2:27. Их неправильное понимание искажает суть текста и противоречит Еф. 4:11-13, где сказано, что Бог использует учение одаренных людей, чтобы вести церковь к зрелости. Дух Святой использует руководителей церкви, чтобы помочь ей понять богатства Писания. Иоанн говорит в 1 Ин. 2:27, что Дух Святой, находящийся в верующем, позволяет ему отличить истину от ереси, чтобы его не обманули ложные учителя.

В-третьих, просвещение не распространяется за пределы Слова Божьего. Оно не гарантирует того, что христианин будет обладать большей прозорливостью в бизнесе или юриспруденции, чем неверующий.! Это не значит, что христианин может закончить школу, не занимаясь,! потому что Дух Святой наставит его в биологии и истории. Действие просвещения ограничено Словом Божьим.

В-четвертых, просвещение не заменяет тщательного изучения Библии. «Просвещение Духа не заменяет молитвенных собраний, усердного изучения еврейского и греческого и использования словарей, комментариев и прочих материалов для исследования».309 С одной стороны, Павел | ободрял Тимофея, говоря: «даст тебе Господь разумение во всем» (2 Тим, | 2:7). Но затем он призывает Тимофея: «Старайся представить себя Богу | достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15).

Это следует в особенности учесть проповедникам. «Толкователь Библии не может ждать, когда его осенит озарение. Он должен учиться, читать и сражаться за получение божественного просвещения. Недостаточно открыть рот и ждать, что Бог исполнит вас Духом в 11 утра в воскресенье».310 Павел говорил, что старейшины, которые трудились усердно, проповедуя и уча, вдвойне достойны уважения (1 Тим. 5:17). Слишком много проповедников поднимается на кафедру, не подготовившись как следует для изложения Слова. Им следует стыдиться этого.

То же самое столкновение человеческого и божественного, отличающее вдохновение, свойственно и просвещению. Просвещение Духа Святого не исключало усилий со стороны авторов. Лука, например, несмотря на божественное откровение, писал Евангелие «по тщательном исследовании всего сначала» (Лк. 1:3). Если даже при вдохновении необходимы старания человека, то гораздо больше они нужны при просвещении.

Наконец, просвещение не гарантирует единства доктрины. Люди часто спрашивают, почему просвещенные Духом люди воспринимают доктрину настолько по-разному. Есть три ответа на этот вопрос. Во-первых, некоторые фрагменты слишком сложны для толкования, а для принятия догматического вывода, с которым согласились бы все, не хватает данных.

Помимо сложности текста, другой причиной разногласий является стремление использовать текст в свете богословских гипотез, вместо того чтобы позволить ему говорить за себя. Многие позволяют доктринальной и экклезиастической традиции управлять экзегетикой. Но это богословие должно быть основано на экзегетике, а не наоборот.

Третья причина различий в учении — это недостаток вдумчивой работы над исследованием Библии. Чем тщательнее и доскональнее люди изучают Библию, тем меньше им хочется спорить с другими вдумчивыми и старательными исследователями. Если разногласия и остаются, существует большая вероятность того, что они могут быть устранены, если спорящие тщательно изучат проблему.

Мак-Артур-младший, Джон.

Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Добавить комментарий