Трагедия нерадивого христианина — служить Богу всю жизнь, но спустя рукава — и не получить спасение

потеря Может ли христианин потерять награду? Обсуждение данного вопроса вызывает наиболее острые споры в учении о наградах. Дело в том, что в некоторых текстах не просто определить, о чем идет речь: о потере или отсутствии спасения (погибель) или о потере награды (с сохранением вечной жизни).

Начнем с текстов, которые не кажутся спорными или сложными.

Самый очевидный текст о потере награды мы находим у Павла: «У кого дело, которое он строил, устоит (при испытании в день суда), тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:14,15). Этот текст недвусмысленно говорит о верующих, которых Бог примет. Но одни получат награду за свой труд, а другие окажутся в положении «небесных погорельцев», хотя и спасутся сами. Вывод напрашивается сам собой: награду можно не получить. Служение, совершенное неподобающим, с Божьей точки зрения, образом, окажется бесполезным и не принесет вознаграждения. Это потеря вызвана тем, что награда могла быть заслужена, но этой возможностью не воспользовались.

Еще один недвусмысленный текст — нагорная проповедь. Иисус осуждает религиозную практику фарисеев: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 6:1,2). То же Он говорит о посте и молитве с целью «показаться перед людьми». В таком случае награды от Бога за добрые дела нет. Но почему Он отказывает им в награде? Смысл такой, что они искали почести от людей и получили её, поэтому им больше не на что претендовать. Всё, что искали, уже обретено ими.

Это не значит, что если нас поблагодарили или одобрили за служение Богу, то мы лишимся небесной награды, как понимают некоторые. Если бы сатана мог лишить нас награды похвалой, то весь мир давно бы уже восторженно рукоплескал любому самому незначительному доброму делу, совершенному христианами. Но мы точно лишимся награды, если главным мотивом нашего служения будет похвала от людей, если служение будет совершаться напоказ. Награду получат те, «которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия»   от Бога, а не от людей. Поэтому не нужно уподобляться людям, которые все делали напоказ или служение Богу сделали средством для обогащения (1 Тим. 6:5).

Награды не удостоятся и те, кто совершает добрые дела из корыстных побуждений: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:46,47).

В послании Коринфянам Павел пишет, что всякое служение, совершенное без любви к Богу не имеет вечной ценности (1 Кор. 13:1-3).

Другой ясный текст встречаем в книге Откровения. Иисус взывает к церкви в Филадельфии: «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Отк. 3:11). Это предупреждение было бы бессмысленным, если бы венец никто не мог похитить. Кроме того, в отличие от предыдущего текста, здесь идет речь о потере уже заслуженной и обещанной награды. Оказывается, можно потерять и ту награду, которой уже удостоился.

В послании Евреям написано: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36). Без терпения можно и не получить обещанное Богом.

В этом же послании написано: «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:14). Эта мысль встречается в послании Евреям трижды, что указывает на важность достойного финала. Поэтому, как говорят, «венчает не начало, а венчает конец».

Указание на возможность утратить награду или её часть мы встречаем и у Апостола Иоанна: «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду» (2 Ин. 1:8). Этот ущерб может быть причинен увлечением обманом лжеучителей.

Еще один текст о награде встречаем в послании Коринфянам: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить… И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:24-27). В этом тексте Павел затрагивает важную мысль. Оказывается, чтобы получить награду нужно стараться изо всех сил. «И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:9,10). Важно не только участие, но и результат. Более того, ради результата и участвуют в спортивных соревнованиях. Если спортсмен не нацелен на получение медали, то он не достигнет высоких результатов. Так же и в христианской жизни. Для обретения награды нужно «выложиться по полной», подчинить цели всю свою жизнь. Павел так жил, понимая, что другое поведение может сделать его недостойным награды. Потеря награды для Павла представлялась страшной трагедией, чем-то худшим, чем даже смерть: «Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою» (1 Кор. 9:25) Ленивое служение не будет одобрено Богом и не принесет награды. Вот трагическая утрата — служить Богу всю жизнь, но спустя рукава!

Возмущаясь отступничеством галатийских верующих от евангельской истины об оправдании по вере, Павел восклицает: «Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!» (Гал. 3:4). Фраза «если бы только без пользы», намекает на явный ущерб, принесенный уклонением от библейской сотериологии. Мэтью Генри так комментирует этот ущерб: «Безумие отступников состоит в том, что они теряют всё, чего достигли в вере и ради чего страдали за нее. Крайне прискорбно, когда всё наше служение и все наши старания оказываются тщетными, когда не приносят нам пользы ни богослужения, ни проповеди, ни духовные обряды; в этом случае прежняя праведность не воспомянется нам». Даже если мы покаемся и исправимся, такие потери, вероятно, невосполнимы и имеют серьезные последствия для вечности. Эту опасность создает дьявол, действующий через лжеучителей. Он — вор, все его желания — украсть, убить и погубить (Ин. 10:10).

К сложным для толкования текстам относится отрывок 2 Тим. 2:11-13. «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2:11-13). Основная сложность данного текста в понимании сущности отречения человека от Христа и наоборот. Что является отречением от Христа — потеря веры или непослушание? Чем является отречение Христа — отказом в спасении или лишением награды? Одни толкователи усматривают в этих текстах указание на невозрожденных людей, которые лишь формально относились к церкви, другие — на истинно верующих, потерявших веру и спасение, третьи вообще считают эти описания гипотетической ситуаций, которая в действительности не может иметь место. К промежуточной позиции относится взгляд на таких людей, как на истинно верующих, но совершивших тяжелый грех, лишающий их награды, но не спасения.

Так Брэд Мак-Кой, предлагающий именно такую промежуточную позицию, пишет по поводу 2 Тим. 2:11-13: «Верующие должны осознать, что стойкое терпение на земле окончится особыми привилегиями в будущем. Верующие также должны здраво понимать, что отрицающие Господство Христа в своей христианской жизни получат то, что Христос откажет им в награде». Из этих слов видно, что под отречением верующих от Христа Мак-Кой понимает отказ терпеть со Христом (ст. 12). В ответ на этот отказ терпеть Христос взаимно откажет верующему в привилегии царствования, которой терпение вознаграждается. Однако само спасение при такой неверности не теряется, поскольку «если мы неверны, то Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (ст. 13). Поэтому Апостол Павел указывал на Христа как на пример терпения (ст. 8), сохранял терпение сам, несмотря на узы (ст. 9-10), и призывал к терпению Тимофея. Чуть позже Павел пишет, что в доме Божьем есть разные сосуды — для почетного и для низкого употребления (ст. 20). Исходя из этих рассуждений, можно сказать, что верующие могут лишиться права разделить со Христом власть в Его Царстве, если не сохранят терпения в трудные времена.

Необходимо обсудить и влияние греха в жизни верующих на обретение или лишение награды от Христа. Как мы уже сказали ранее, Бог не осудит христиан на погибель за грехи, которые уже были прощены. На судилище Христовом будет решаться вопрос награды, а не жизни и смерти. Мы уже видели, что Бог будет оценивать всю нашу жизнь, выявляя ценность нашего характера. Если Бог не станет открывать на судилище грехи, совершенные христианами в их жизни, то сложно представить себе объективность оценки характера. Все что мы делаем, доброе или дурное, с одной стороны показывает наш характер, а с другой стороны его формирует. Поэтому каждый совершенный грех, оказывая разрушительное влияние на наш характер на земле, должен лишать нас чего-то и в вечности. Грех становится для нас шагом назад в пути освящения, а значит и шагом назад в вечном статусе.

Если мы признаем, что служение Богу, совершенное не должным образом (1 Кор. 3:11-15) или без любви (1 Кор. 13:3) делает нас нищими в Царстве Божьем, то логично предположить, что ущерб от явного греха должен быть еще большим. Если благовестие из одного только чувства долга останется без вознаграждения (1 Кор. 9:16-18), то сребролюбие или ложь должны принести не меньший ущерб для вечности. Если мы верим, что грех имеет последствия для человека в его земной жизни, то как можно беспечно отбрасывать мысль, что он имеет последствия и для вечного положения вещей? Не стоит впадать в крайности, думая, что в вечности есть только два статичных состояния: спасенный или неспасенный  . Если Бог избавил нас от вечного осуждения за грех, то это еще не значит, что в вечности не будет совсем никаких последствий совершенного греха.

Писание ясно учит, что некоторые христиане лишатся значительной части награды. Иоанн пишет о возможности стыда для христианина на суде: «Дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его» (1 Ин. 2:28).

Для потери награды есть две возможности: не заслужить эту награду или лишиться того, что уже было заслужено ранее. Причиной для таких лишений станет недостойная или праздная жизнь христианина. Это может быть грех, лень, неверные мотивы, лжеучение, ложные ценности, отсутствие любви или легкомысленная жизнь.

С. Г. Кузнецов,

Как можно потерять Божьи награды

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012

1

Аватар комментатора

«Может ли христианин потерять награду?
. . . идет речь: о потере или отсутствии спасения (погибель) или о потере награды (с сохранением вечной жизни).»
…………………………………………………………………………………………………………..
Если Господь кого и наградил вечным спасением, то это уже навсегда.
И, Господь не позволит этому человеку в течение всей его жизни совершать действия, которые могли бы способствовать потере этого спасения, так как всё предопределено в этой жизни.
И, человек со своей свободной волей будет действовать строго с волей Бога, хочет он этого или не хочет.

Добавить комментарий