Западозаместители: кто в России встает на место иностранных компаний

Виктория Костоева, внештатный автор Forbes
Арсений Самсонов, внештатный автор Forbes

Импортозамещение — актуальная для России тема. В ноябре 2014 года при Минпромторге создана Комиссия по вопросам поддержки импортозамещения. В конце апреля 2015-го Фонд развития промышленности, в распоряжении которого 20 млрд рублей, выбрал ключевые проекты для льготного финансирования: в рамках программ фонда предприятия смогут получить целевые займы до 700 млн рублей на срок до 7 лет под 5% годовых «для модернизации производства и разработки конкурентоспособного продукта».

Вот лишь несколько российских компаний, еще до всяких мер поддержки, начавших отвоевывать рынок у западных игроков, — в галерее Forbes.

 «Сибур»
Отрасль: переработка газа
Выручка в 2014 году:  285,5 млрд рублей

Рост курса доллара оказался на руку крупнейшему российскому переработчику попутного нефтяного газа. «В ряде направлений, например по ПВХ, наша продукция стала интереснее по цене, чем продукция зарубежных конкурентов», — говорит представитель «Сибура» Дмитрий Черников.

Рост спроса на ПВХ — не более чем разминка в сравнении с более серьезными перспективами в импортозамещении переработки углеводородного сырья в полимеры. Речь идет о самых популярных полимерах, из которых делают пластиковые трубы, пищевую пленку, дорожные материалы, одноразовую посуду, основания для ковровых покрытий, подгузники, медицинские приборы (одноразовые шприцы и т. д.), искусственные человеческие органы.

С этой целью «Сибур» планирует построить под Тобольском комплекс глубокой переработки углеводородного сырья в полимеры проектной мощностью 2 млн тонн. Сырье на «ЗапСибНефтехим» будет поступать по трубопроводу Пурпе — Тобольск. «Запуск комплекса позволит решить не только проблемы импортозамещения базовых полимеров, но и откроет новые каналы экспорта на азиатский рынок, — пояснил Черников. — Проект позволит заместить значительные объемы импорта линейного полиэтилена низкой плотности. Основные экспортные направления — Европа и Китай».

 «Стан»
Отрасль: станкостроение
Суммарная выручка в 2013 году: более 1 млрд рублей

До недавнего времени доля импортных станков в России доходила до 90%. В кризис на внутреннем рынке вырос спрос на продукцию группы станкостроительных заводов «Стан», подконтрольную Сергею Недорослеву и Дмитрию Гущину. «Мы наблюдаем значительный рост заказов по предприятиям группы (основная часть новых заказчиков пришла из госсектора) и планируем расширение производства, в том числе и за счет новых приобретений», — пояснил руководитель департамента маркетинга Алексей Исаченко.

В конце 2014 года стало известно о присоединении к группе Ивановского завода тяжелого станкостроения и Рязанского станкостроительного завода. В 2015 году «Стан» купил московскую компанию «Шлифовальные станки», специализирующуюся на проектировании и производстве высокотехнологичных шлифовальных комплексов для обработки сверхтвердых и конструкционных материалов (сумма сделки не раскрывается). C ее помощью «Стан» планирует расширить номенклатуру изделий. «Консолидация активов позволит вернуть утраченные на мировом рынке позиции отечественного станкостроения», — надеется гендиректор группы Руслан Звягинцев.

ФБК
Отрасль: аудиторско-консалтинговые услуги
Выручка в 2014 году: 1,7 млрд рублей (по данным «Эксперт-РА»)

В марте 2015 года российская аудиторская компания ФБК получила статусного клиента — ОАО «Газпром». Газовый монополист неожиданно для участников рынка отказался от услуг PwC, с которым работал с 1995 года. По официальной версии, конкурсная комиссия по отбору подрядчика для проведения обязательного ежегодного аудита предпочла ФБК,  поскольку та предложила более низкую цену, чем PwC, Ernst & Young и KPMG.

СМИ, однако, объясняли иначе — западных аудиторов решили не допускать к работе с госкомпаниями из оборонного комплекса. Подобная поправка была внесена на рассмотрение Госдумы в ноябре 2014 года, но до пленарного заседания не дошла.

Управляющий партнер PwC Дэвид Грей позиционирует компанию как российскую, указывая на то, что «51% акций принадлежит отечественной компании ООО «ПВК аудиторские услуги», учредителями которой являются восемь граждан России. Возымеет ли действие этот аргумент в случае с другими ключевыми российскими клиентами PwC — пока неясно.

 «Мираторг»
Отрасль: агропром
Выручка за 2014 год: 74 млрд рублей

«Мираторг», ведущий российский производитель мяса, готов заменить импортную мраморную и обычную говядину на полках российских магазинов и в ресторанах. Сегодня на 200 000 га в Брянской и Калининградской областях содержится стадо из 300 000 коров породы абердин-ангус, идеально подходящей для производства мраморного мяса. В течение 2-3 лет стадо планируется увеличить до 700 000 голов. На премиальные отруби сейчас приходится около 10% от общего объема производства, которое составляет до 120 т в сутки.

Мраморное мясо от «Мираторга» появилось на полках столичных магазинов во второй половине 2014 года. Еще до введения продовольственного эмбарго, американская и австралийская говядина попала под российские ветеринарные санкции из-за содержания в ней гормонов роста, стероидов и антибиотиков. На рынке остались конкуренты второго эшелона — Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай и Новая Зеландия, но ослабление рубля негативно отразилось и на их конкурентной позиции. «Мы ощущаем резкий подъем спроса», — говорит вице-президент «Мираторга» Александр Никитин. По его словам, кормовая база в рублевой зоне, что выгодно отражается на себестоимости говядины.

В числе постоянных клиентов «Мираторга» — столичные рестораны «Бизон», «Торро Гриль», «Эль Гаучо», Goodman, «Тибон» и заведения Аркадия Новикова. (На фото — здание мясоперерабатывающего комплекса в Брянской области.)

 «Обувь России»
Отрасль: обувная промышленность
Выручка в 2014 году: 8,1 млрд рублей

Традиционно более 50% ассортимента ГК «Обувь России» составляла импортная продукция. Но с начала 2015 года объем импорта сократился на 20%. «Мы переориентируемся на российских поставщиков и наращиваем объемы собственного производства», — говорит заместитель директора по связям с общественностью Наталья Паули.

В сентябре 2014 года группа приобрела компанию «Россита» — бренды Rossita и Lisette. В 2014 году началась и модернизация фабрики в Новосибирске, суммарный объем инвестиций составит 600 млн рублей. Фабрика уже перешла на автоматические раскройно-швейные системы — это позволило в два раза увеличить производительность труда, увеличив объем производства с 350 000 пар до 500 000 пар.

Правда, 50-70% сырья и фурнитуры все равно импортные. По словам Паули, в феврале 2015 года «Обувь России» начала сотрудничество с российским поставщиком гранулята для обуви из ЭВА (этиленвинилацетата) и для подошв из ТЭП, что позволит перейти на российские комплектующие по крайней мере при производстве полимерной обуви.

Западозаместители: кто встает на место иностранных компаний

Форбз, Истории успеха, 12.05.2015Здание центрального офиса ОАО "Сибур холдинг"

Добавить комментарий