Здоровая церковь нуждается в евангельском просвещении

евнгелиеМак-Артур-младший, Джон

Часто просвещение считают второстепенным по сравнению с откровением и вдохновением, однако оно не менее важно. Без откровения и вдохновения у нас не было бы Библии. Без просвещения мы не смогли бы правильно понять ее. Немного пользы от особого откровения Бога, которое невозможно понять. Поэтому просвещение — это кульминация процесса откровения.

Необходимость в откровении начинается в момент изначального спасения. Неверующие не могут подобающим образом понять Писание, потому что Благая Весть сокрыта от них, они ослеплены сатаной (2 Кор. 4:3-4). Эту завесу можно приподнять сверхъестественным образом (2 Кор. 3:16). Так как неверующие мертвы перед Богом (Еф. 2:1), Дух должен поделиться с ними пониманием спасительной духовной истины.

Существует различие между точкой зрения христианина и неверующего, человека, который был пробужден Духом Божьим, — и того, кто этого не испытал. Эта разница во взгляде имеет непосредственное отношение к вопросу ясности Писания. Духовный человек, рожденный свыше, имеет основу для понимания, которого лишен душевный, неверующий человек. При равных интеллектуальных способностях и возможностях, у духовного человека есть ключ к пониманию, тот же, у кого его нет, не может открыть для себя значение Библии.

О важности просвещения говорится в учении лидеров Реформации о sola scriptura. Лютер писал в «Узах воли»:

«Никто, не обладающий Духом Божьим, не может видеть сути Писаний. Сердца людей темны, и, хотя они и могут обсуждать Писание и цитировать его, они не понимают и не знают его по-настоящему… Нужен Дух, чтобы понять Писание и каждую его часть».

Кальвин тоже говорил о необходимости просвещения для правильного понимания Писания.

«Свидетельство Духа выше разума. Один лишь Бог может правильно свидетельствовать о Своих собственных словах; поэтому слова эти не будут полностью восприняты сердцами людей, пока не будут скреплены внутренним свидетельством Духа… Ибо, хотя Писание в своем величии может внушить благоговение, оно начинает действительно трогать нас только тогда, когда Дух Святой запечатлевает его в нашем сердце. 3″ Важный фрагмент, говорящий о необходимости просвещения, — 1 Кор. 2:6-11. В этом отрывке апостол Павел объясняет, почему оно так важно».

Рассмотрим ситуацию на примере Коринфской церкви.

Сказать, что в Коринфской церкви была масса проблем, значит ничего не сказать. Большая часть Первого послания Павла к ней посвящена исправлению практических и доктринальных ошибок церкви. Первая проблема заключалась в человеческой философии (главы 1 и 2). Коринфяне были очарованы языческими философскими учениями, которые в то время были очень популярны, и считали их необходимым дополнением к мудрости Божьей. Павел весьма недвусмысленно предупреждает о несовместимости божественной и человеческой мудрости. Человек не принимает мудрости Бога (1 Кор. 1:18), а Бог не принимает мудрости человека (1 Кор. 1:19-24). И мудрость Божья несравненно и безгранично более высока (1 Кор. 1:25).

Ситуация, подобная ситуации в Коринфе, знакома и сегодняшней церкви. Человеческая философия очаровала и пленила многих верующих. Многие некритически приняли теорию эволюции как факт и тщетно пытаются примирить ее с первыми двумя главами Бытия. Психология прочно угнездилась в церкви, определяя духовные проблемы небиблейскими категориями, что предполагает, будто Библия не в состоянии справиться со всем самостоятельно. В любые времена церковь всегда была обязана защищаться от засилья человеческой мудрости. Успешно сопротивляться этому засилью удается лишь тем, кто правильно понимает Слово Бога. Без этого знание Писания не сможет преодолеть людские заблуждения.

Мак-Артур-младший, Джон,

Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Добавить комментарий