Одна только воля не может привести к глубокой вере, но может породить депрессию

слепота2Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Пс. 41:6

Жертвами духовной депрессии становятся люди, чья вера — одно только волевое усилие и больше ничего. Вполне реальна ситуация, когда людей убеждают принять христианство. Но мне кажется, что такое «решение в пользу Христа» равносильно отрицанию основного смысла осознанного принятия Его истин. Опять же, такое «принятие решения» часто случается в результате призыва проповедника. Если волю людей подвергать «массированной бомбардировке», то воля некоторых из них обязательно поддастся напору. Люди примут решение, потому что их к этому призывали, потому что на них давили. И вот они принимают решение, но при этом им не всегда понятно, почему они это сделали. А позже у них возникают вопросы, и обнаруживается, что они не могут ответить на них.

Позвольте мне выразить это в такой форме: эти люди решают принять христианство, вместо того чтобы быть захваченными христианством! Они не догадываются об ограниченности собственных возможностей, им не знакомо чувство, которое выражается словами: «Я больше ничего не могу сделать — Ты помоги мне, Боже». Им и в голову не приходит, что теперь все остальное не нужно, что к ним пришла истина, и они должны принять ее. Обращаясь к таким людям, Павел, по сути, говорит: «Разве вы не поняли истину? Как вы можете спрашивать, „оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?» Этот ваш вопрос показывает, что вы и понятия не имеете о том, что такое на самом деле благодать».

Духовная депрессия является предметом нашего исследования не только потому, что трагично, когда христианин бывает подавлен и несчастен. Другая причина столь пристального изучения — это состояние современной церкви в целом. Если бы все христиане просто начали вести себя в соответствии с учением Нового Завета, то проблема евангелизации не стояла бы перед церковью так остро. Именно из-за того, что мы плохие христиане в нашей обычной, повседневной жизни, церковь в глазах большинства значит так мало, и столь немногие тянутся к Богу и приходят к Нему через нашего Господа Иисуса Христа.

Мы знаем, что некоторые христиане пребывают в плачевном состоянии духовной депрессии, и что причина этого — отсутствие у них четкого понимания великой и центральной для нашей веры доктрины оправдания через веру. Именно это недопонимание было основной причиной многих недоразумений и бед, имевших место до Протестантской Реформации. Реформация вернула в жизнь Церкви те мир, счастье и радость, которые были свойственны ей в ранние века христианства, но которые она успела забыть. Это произошло благодаря «открытию заново» центральной доктрины оправдания через веру. Мартин Лютер радовался и пел, приветствуя обновление. И он, в свою очередь, стал орудием Бога, которое Тот использовал, чтобы привести других людей к пониманию этой великой истины. Разумеется, нельзя безапелляционно утверждать, что люди, не понимающие этого вопроса, не являются христианами вовсе. Но что можно утверждать с полной уверенностью — так это то, что в тот момент, когда они наконец поймут эту истину, они перестанут быть несчастными христианами и превратятся в христиан радостных.

Мне хотелось бы продолжить наш разговор о духовной депрессии, напомнив вам эпизод из жизни и служения нашего Господа, описанный в Евангелии от Марка 8:22-26. Во многих смыслах это одно из самых замечательных чудес, совершенных нашим Господом. Вспомните во всех подробностях, что Он сделал с этим слепым человеком. Взяв за руку, Он вывел его из селения, плюнул ему на глаза, возложил на него руки и затем спросил, видит ли он что-нибудь. И тот ответил: «Да, вижу. Вижу проходящих людей, как деревья». Тогда наш Господь еще раз возложил руки на глаза человека. На этот раз его зрение полностью восстановилось и он «стал видеть все ясно».

Очевидно, в этом рассказе содержится какая-та очень глубокая и значительная истина. В Новом Завете есть и другие примеры, когда Господь возвращал зрение слепым. Совершенно ясно, что и этого человека Он мог исцелить мгновенно, просто сказав ему: «Прозрей!» Наш Господь обладал властью и силой; для Него не было ничего невозможного. И то, что Он сделал в данном случае, явно было сделано намеренно. Наш Господь не совершил ни одного необдуманного или случайного поступка. Никакой особой трудности данный конкретный случай для Него не представлял. Этапы в ходе исцеления были хорошо продуманы; Господь решил пойти именно таким путем. Для чего? Для того чтобы на примере исцеления этого человека преподать людям определенный урок. Да и любое чудо, совершенное нашим Господом, — нечто большее, чем просто событие, каким бы потрясающим само по себе оно ни было. Каждое из них — в каком-то смысле притча. Это не означает, что мы не верим в реальность Его чудес и не считаем их историческими фактами. Я просто утверждаю, что чудо одновременно является и притчей. И если это утверждение справедливо по отношению ко всем чудесам, то оно особенно справедливо, когда речь заходит об этом чуде с исцелением слепого.

Я согласен с теми, кто полагает, что основной урок в данном случае предназначался для учеников. Вы помните, что произошло незадолго до этого инцидента (Мк. 8:13-21). Ученики, сев в лодку, «забыли взять хлебов». Все, что у них с собой было — это один хлеб. Они начали беспокоиться из-за этого. И Господь, Который тоже находился с ними в лодке, сказал им: «Берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой». Ученики, «рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас». Услышав слово «закваска», они решили, что Он, должно быть, говорит о хлебе!

Они понимали Его буквально, им недоставало духовного проникновения в смысл Его слов. Поэтому слово «закваска» навело их на мысль только о хлебе и о своей промашке: не запаслись вовремя! Они испытывали досаду, и беспокойство. Тогда Господь задал им целую серию наводящих вопросов и, наконец, произнес: «Как же не разумеете? Я — здесь» 4. По сути, Он сказал ученикам: «Я проповедовал вам и учил вас. А вы все еще не понимаете. Вы встревожены из-за того, что взяли всего один хлеб. Но ведь вы видели, что пятью хлебами и парой рыбок или семью хлебами Я могу накормить пять или четыре тысячи человек. Как же и после этого вы не понимаете?» Я убежден, что в излечении слепого Он пошел по этому, «необычному пути, именно для того, чтобы дать ученикам возможность взглянуть на себя со стороны. Очень наглядно и доходчиво.

Однако здесь содержится нечто большее, а именно — актуальный во все времена урок для Божьих людей. Многие ведь похожи на этого человека, который словно бы остановился на первой стадии прозрения. Наш Господь, как вы помните, плюнул ему на глаза и спросил: «Видишь ли что-нибудь?» И тот ответил: «Да, я вижу, но вижу проходящих людей, как деревья». Трудно описать состояние этого человека. Больше нельзя сказать, что он слеп, поскольку он все-таки что-то видит. Но и зрячим его можно назвать только с оговоркой, поскольку проходящие мимо люди воспринимаются им, как деревья. Так он слеп или нет? Кажется, можно одновременно назвать его как слепым, так и зрячим.

Точно так и многие христиане несчастливы из-за недостаточной ясности духовного зрения. Каждый раз при встрече с таким человеком у вас возникает какое-то иное впечатление, отличное от того, которое возникло в предыдущую встречу; никогда нельзя с полной уверенностью сказать, христианин он или нет. Они и сами чувствуют в себе эту зыбкость. Они несчастны, потому что не имеют четкого представления о самих себе. Иногда, после успешного служения, они утверждают: «Да, я христианин». Затем что-то случается и они говорят: «Разве я христианин? Будь я христианином, в голову мне не приходили бы такие мысли. У меня не возникало бы желания делать то, что мне хочется делать». Похоже, их знаний о христианстве хватает ровно настолько, чтобы отравить им всякое удовольствие от жизни. А вот чтобы радоваться и пребывать в мире с самим собой — на это знаний не достает. Они «ни горячи ни холодны». Они и видят, и не видят. Думаю, вы согласитесь, что под это описание подпадает множество людей. Их состояние плачевно, и моя главная задача — убедить читателя, что ни один человек не должен оказываться в этом состоянии. И уж тем более никто не должен длительно пребывать в нем.

Если изложить ответ бывшего слепого Христу в более развернутой форме, то он прозвучит приблизительно так: «Да, я могу видеть, я вижу людей. Но что-то все равно неладно, потому что я вижу их, как проходящие деревья». Люди в состоянии духовной депрессии могут сказать о себе нечто похожее. Им ясно, что что-то с ними неладно. Что-то с ними произошло такое, что создало в них чувство неудовлетворенности самими собой. В прежние времена они были вполне довольны той жизнью, которую вели. Тогда они считали, что с ними все в порядке. Но теперь все изменилось. Они увидели пустоту, тщету, полную бессодержательность тех вещей, которым прежде радовались. И начались страдания — от чувства глубочайшей внутренней неудовлетворенности.

Теперь они недовольны собой. Они чувствуют, что дальше так жить нельзя, надо что-то менять в себе. На этой стадии человек, по крайней мере, видит, что все мирские соблазны — пусты и преходящи, что это все «не то». Но он пока еще не осознал, что «то» — это христианство. И именно эта раздвоенность часто толкает людей к цинизму, внутренним конфликтам и даже депрессии.

Ллойд-Джонс, Мартин,

                                       Духовная депрессия: Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее:

 Пер. с англ. / Мартин Ллойд-Джонс. — 3-е изд. — СПб.: Мирт, 2008. — 176 с.

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий