Вера в Бога укоренена в человеке и выражается в чувстве познания веры

платПроблема соотношения веры и разума является важным элементом философско-теологического дискурса, начиная с Климента Александрийского и заканчивая современными философами и богословами разных школ и направлений. В данном докладе автор обращается к решению этой проблемы в аналитической философии религии А. Плантингой. Его концепция, называемая эпистемологией религиозной веры, рассматривает веру в Бога в терминах подтверждения, оправдания и базовости. На протяжении многих лет А. Плантинга последовательно отстаивает тезис о том, что «христианский философ вполне обоснованно исходит из факта существования Бога и предполагает это в своей философской работе, независимо от того, может ли он показать, что это верование вероятно или правдоподобно на основании посылок, принимаемых всеми философами, или большинством философов» [2]. В основании такого смелого заявления лежит доказываемое А. Плантингой положение, что веру в Бога можно считать подлинно базовой. Рассмотрению аргументации А. Плантинги в пользу базовости веры в Бога и посвящен наш доклад.

Разделение всех верований на базовые (то есть полностью достоверные, непроблематичные) и небазовые (проблемные, гипотетичные) составляется основное утверждение эпистемологического фундаментализма. Принимая фундаменталистское деление верований на базовые и небазовые, А. Плантинга подвергает критике критерии отнесения верования к базовому (который гласит, что базовое верование должно быть самоочевидным или неизменным и очевидным для чувств). Он предлагает определять подлинно базовые верования путем индукции: «мы должны подбирать примеры верований и таких условий, когда предшествующее очевидным образом выступает исходной основой для последующего, равно как и такие примеры, где предшествующее с очевидностью не является таковой основой для последующего. Затем мы должны сформулировать гипотезы относительно необходимых и достаточных условий истинной базовости верований и проверить эти гипотезы на тех самых примерах» [1]. Одним из подлинно базовых верований А. Плантинга считает веру в Бога, которая имеет соответствующие основания. В качестве основания А. Плантинга называет различного рода опыт: чувство вины, благодарности, страха перед Богом, чувство божественного присутствия и так далее.

Существенное значение для эпистемологии религиозной веры имеет развиваемая А. Плантингой «модель Аквината/Кальвина» (далее — модель А/К). Модель А/К предполагает, что в когнитивный аппарат каждого человека изначально заложена способность к постижению Бога, sensus divinitatis. Характеристика sensus divinitatis такая: «Sensus divinitatis является склонностью или набором диспозиций, формирующих теистические убеждения в различных обстоятельствах, в ответ на разного рода условия или стимулы, которые вызывают к действию это чувство божественного» [4]. Стимулы, о которых говорит А. Плантинга, могут быть различными, начиная от созерцания гармоничного устроения мира и заканчивая инстинктивным обращением к Богу в критической для жизни ситуации. Sensus divinitatis связано с христианским учением о грехе. С точки зрения А. Плантинги, грех заглушает или даже полностью прекращает действие чувства божественного. Нарушение действия sensus divinitatis, с его точки зрения, является причиной атеизма, который является особого рода «когнитивной неисправностью». Восстановление правильного функционирования sensus divinitatis возможно только благодаря воздействию Св.Духа, который останавливает разрушительное действие греха в сердцах тех, кому дается вера. Чувство божественного вкупе с водительством Св. Духа и действием Св. Писания, по мнению А. Плантинги, помогают верующему принять «великие истины Евангелия» и осмыслить основные христианские догматы, не выводимые из разума (такие, как смерть и воскресение Иисуса Христа).

В заключение отметим, что эпистемология религиозной веры А. Плантинги является примером совмещения философской аргументации (что касается определения подлинно базовых верований) и теологической (модель А/К). Во многом это выражает специфику современного состояния той аналитической философии религии, среди основных тем которой является существование Бога и рассмотрение Его атрибутов [3].

Источники и литература

1)       Плантинга А. Разум и вера в Бога // Аналитический теист: антология Алвина Плантинги / Сост. Дж. Ф. Сеннет / науч. ред. В. К. Шохин. М., 2014.
2)       Плантинга А. Совет христианским философам // Аналитический теист: антология Алвина Плантинги / Сост. Дж. Ф. Сеннет / науч. ред. В. К. Шохин. М., 2014.
3)       Суинберн Р. Философия религии в англо-американской традиции // Философия религии: Альманах. М.: Наука, 2007.
4)       Plantinga A. Warranted Christian Belief. New York, Oxford: Oxford University Press, 2000.

Цыбуняев Н.О.

Эпистемология религиозной веры А. Плантинги

Конференция «Ломоносов 2015», Секция «Философия религии и религиоведение, МГУ имени М.В. Ломоносова.

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий