Духовно-нравственные идеи современных утопий — родом из христианства

утопииЭтический вопрос в утопии всегда занимал особое, значимое место. Моделирование идеального, совершенного образа будущего с неизбежностью предполагало постановку вопроса о «совершенном человеке», которому предстоит жить в этом будущем, и об особой «утопической морали», с помощью которой этот совершенный человек утопии должен быть сформирован.

В классических утопических произведениях вопросы духовно-нравственного воспитания всегда четко прописывались и часто становились первоочередными задачами социальной политики утопических обществ и государств. Жителю утопии предписывался некий набор добродетелей, которые должны быть в нем сформированы обществом, и наличие которых позволяло гармонизировать социальные отношения, и вообще предопределяло успешную реализацию самого утопического проекта.

Классическая социальная утопия античности или эпохи Возрождения детально и подробно описывала необходимые утописту моральные качества, разрабатывала конкретные механизмы достижения духовного совершенства и определяла социальные институты, главной задачей которых было приведение в действие этих механизмов [3]. Такая жесткая регламентация духовно-нравственного мира «идеального человека» утопии не предполагала свободы выбора и морального     творчества.

Подобного «своеволия» утопия допустить не могла, как не допускала и самой мысли о том, чтобы «пустить все на самотек» и доверить самому человеку процесс собственного духовного и морального совершенствования.

Описание идеального общественного устройства предполагало, что этический вопрос в утопии досконально и всесторонне продуман, что однозначно исключало возможность самоопределения в сфере личной и общественной морали. «Формула счастья» предложена – надо лишь ей последовать.

Такое внимание к вопросам «личного совершенства» человека обусловлено тем, что сама утопия как форма духовно-практического освоения реальности характеризуется ценностным подходом к современному себе социуму, подвергает его устройство критике и представляет крайне негативную оценку общества.

Критицизм утопии предвзят, радикален и склонен к морализаторству и максимализму. Существующее общество, его проблемы и противоречия рассматриваются в утопии с точки зрения несоответствия некоему «социальному идеалу», который в утопии выступает одновременно и как критерий оценки, и как обоснование необходимости социальных преобразований, и как образец совершенного общественного устройства.

При этом утопическое сознание не допускает никакой критики в отношении собственных утопических построений. Характеризующая утопию нетерпимость по отношению к реалиям современного себе социума парадоксальным образом сочетается с нетерпимостью к критике в адрес самой утопии и ее общественного «идеала».

Но такова была специфика классической утопии, современные же утопии больше не характеризуются такой неоднозначной и радикальной критикой общества. Они приобрели в меньшей степени социально-политический и в большей степени социокультурный контекст. Авторы современных утопий сознательно избегают таких черт утопического творчества прошлого как догматизм, гиперкритицизм, антиисторизм, тотальность или максимализм. Утопии даже перестают называться утопиями, а границы «утопического жанра» размываются и сплетаются с другими формами социального прогноза. Утопии «маскируются»: их авторы пытаются представить утопические проекты не как программы политических и социальных преобразований, а как альтернативные научным варианты социокультурного развития современной цивилизации. При этом необходимость усовершенствования общественного устройства озвучивается         не так директивно    и авторитарно, как в классической утопии, а как бы «подсказывается», негласно «подразумевается» существованием самой этой утопии как индикатора

Примером одной из таких современных утопий может выступать «эупсихия», или «хорошее психологическое управление» Абрахама Маслоу 1908–1970). Американский психолог и основатель гуманистической психологии, А. Маслоу в своих исследованиях от психологической теории личности перешел к моделированию утопического проекта гуманистического общества, которое было призвано воплотить представление о хорошем обществе психологически здоровых людей, которые стремились бы к совершенству и самоактуализации.

В утопии Маслоу идеальное общество – «эупсихия» – представляет собой общество самоактуализирующихся людей с набором особых ценностей и взглядов, которые соответствуют мерилу «нормы», т.е. людей, обладающих психологическим здоровьем. Чтобы достигнуть эупсихии, нужно применить психотерапию, понимаемую как «попытку воссоздания хорошего общества в миниатюре» [1].

По мнению А. Маслоу, главными характеристиками человека, каким он является на самом деле, выступают ориентация на доверие, стремление к достижениям и способность к совершенствованию, самоактуализация и психологическое здоровье, склонность к созиданию и совместным действиям для достижения общих целей, инициативность и ответственность и т.п. В случае если в реальности люди выбирают другие стратегии поведения – пассивные и безответственные – это во многом связано с плохой организацией общества, где эти качества поощряются в недостаточной мере. Маслоу же считает, что «правильный менеджмент организации работы людей может помогать совершенствовать их и совершенствовать мир, и в этом смысле быть утопической, или революционной технологией» [1].

При этом утопический проект Маслоу не отличается детальностью, являясь, скорее, набором принципов и полаганий, главные из которых составляют практико-ориентированную формулу социального преобразования общества в направлении эупсихии: 1) принятие индустриализма и технического прогресса; 2) демократическое образование;         3)партнерство и синергизм (сотрудничество) в«просвещенном» менеджменте; 4) прогрессивный подоходный налог; 5) распространение гуманистической психотерапии и 6) стремление квершинным переживаниям и реализации своих метапотребностей (к которым А. Маслоу относит Истину, Добро, Красоту, Цельность, Синергию, Жизненность, Уникальность, Совершенство, Необходимость, Завершенность, Справедливость, Порядок, Простоту, Богатство, Непринужденность, Игру, Самодостаточность) [2].

Результатом проведения подобного рода политики должно, в соответствии с взглядами Маслоу, стать социальное совершенствование и формирование    новой    культуры    на    основе    уважительно-принимающего отношения к Другому и его выбору, гармоничности, естественности и стремления к совершенству и самоактуализации.

Таким образом, на примере «эупсихии» Абрахама Маслоу можно проиллюстрировать достаточно высокий гуманистический потенциал и пафос современной социокультурной утопии. Человек современной утопии – это поистине духовная, творческая, а не паразитирующая на чужих достижениях личность. Он может быть представителем искусства, ученым-теоретиком, практиком, преобразующим природу. Для него не существует «полноценной» и «неполноценной» человеческой деятельности, если она укладывается в рамки добродетели.

Обостренное внимание авторов современных утопий к духовно-нравственным аспектам будущего гармоничного состояния общества и самого человека роднит их произведения с классическими утопиями прошлого. И хотя «рецепт всеобщего счастья» современной утопии не отличается радикальностью и диктатом, все-таки идеал утопии означает абсолютное совпадение индивидуального и социального идеалов. Ценности наделяют жизнь смыслом, а их отсутствие порождает или может породить «существование без сущности».

Литература:

  1. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб., 1999.
  2. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы. – М., 1999.
  3. Мор, Т. Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии / Т. Мор // Зарубежная фантастическая проза прошлых веков: социалистические утопии. – М., 1989.

Т.Ю. Асабина, г. Минск, Беларусь.

Духовно-нравственные аспекты современной утопии.

«Философия и ценности современном культуры», Международная научная конференция, «Институт философии НАН Беларуси», Минск,11 октября 2013 г. Материалы Международной научной конференции, МИНСК, 2014. 

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий