Краткий исторический обзор развития первых еретических учений об Иисусе Христе

развилкаВ начале существования Церкви, когда еще не было написано Евангелие, понимание личности Христа было основано на учении Апостолов (Деян. 2:42), которое вначале передавалось в устной форме.

К концу первого века Библия была завершена и Церковь начала формировать здравое учение о Христе, исходя из истины изложенной в Священном Писании. По мере того как формировалась эта важная доктрина, начали возникать и различные еретические взгляды. Всемогущий Бог, который способен «из ничтожного извлекать драгоценное» (Иер. 15:19), посредством ложных учений побуждал Церковь к поиску истины и правильной библейской формулировке того или иного учения, и в частности учения об Иисусе Христе. Выражаясь образным языком, ереси стали побуждающим мотивом для Церкви в выработке здравого библейского учения.

  1. Докетизм (I век).

«Докетизм от греческого глагола докео, («казаться», «представляться»). Смысл этого учения состоял в том, что Иисус только казался человеком. Бог не мог быть материальным, так как всякая материя есть зло, а Бог — совершенная чистота и святость. Считается, что эта ересь, уходящая корнями в гностицизм, восходит к Маркиону (конец I века). Докеты ставили под сомнение не только воплощение, но и воскресение Христа во плоти и искупление в Нем. Это лжеучение вероятно и имеет в виду Иоанн, говоря о духе антихриста, который «не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (1 Ин. 4:3). Таким образом, приверженцы докетизма отрицали человеческую природу Иисуса Христа. По их мнению, Христос, будучи Богом, на земле имел только видимое подобие человека и поэтому не скорбел, не страдал и тому подобное. В связи с этим, важно отметить, что эта ересь отрицала только человеческую природу Христа, а Его божественная природа не подвергалась сомнению. Сатана, который стоял за этой ересью, понимал, что отвергать божественность Христа, пока были живы апостолы, свидетели Его земной жизни которые утверждали, что Христос это Господь Бог (Деян. 2:35; 7:59-60; 10:36; Иаков. 1:1; 2:1; 1 Пет. 1:3; 2 Пет. 3:18; 1 Ин. 5:20), было, по крайней мере, неразумно.

Б.       Евиониты (II век).

Эта ересь возникла приблизительно в начале II века. Евиониты отрицали то, что Иисус Христос был Богом, и считали Его сыном, как Марии, так и Иосифа, а Его рождение — естественным. Согласно их учению, при крещении Иисуса «Бог избрал Его для того, чтобы Он был Мессией. Сознание, что Бог избрал Его быть Мессией, проявилось в Его крещении, когда Он принял Духа Святого» (Генри Тиссен, Лекции по Систематическому Богословию, 227).

  1. Арианство (IV век).

Арий, пресвитер из Александрии, разработал свое учение относительно того, кем является Иисус Христос. Он отрицал то, что Христос имел полноценную божественную природу и утверждал, что Иисус был рожден или даже сотворен Отцом прежде всякого другого творения, а значит, должен иметь начало. А затем Отец через Сына создал все прочее творение. Ариане считали, что Христос не равен, а подобен Отцу. Церковь не могла мириться с таким учением. В результате арианство было осуждено на Никейском соборе в 325 году.

Г. Аполлинаризм (IV век).

Аполлинарий был епископом в Лаодикии. Он учил, что Христос обладал человеческим телом, но не имел человеческого разума и человеческой души. «В то время как арианство отрицало целостность божественной природы Христа, последователи Аполлинария отрицали целостность Его человеческой природы. Они придерживались того взгляда, что человек состоит из тела, души и духа. У человеческой природы Иисуса были тело и душа, но человеческого духа (ума) у Христа не было. Ум Христа был Его вечным Логосом» (Ф. Лерой Форлайнс, Библейская Систематика, 153-154). Божественный Логос, таким образом, полностью контролировал человеческую природу. Этот ложный взгляд, умаляющий человеческую природу Иисуса Христа, был осужден Константинопольским собором в 680 году.

Д.       Несторианство (V век).

Нестор, который был епископом Константинополя, учил, что если Христос имел две природы: Божественную и человеческую, то Он должен тогда иметь и две раздельные личности. Как бы два Иисуса Христа. Христос Бог и Иисус человек. Таким образом, человек Иисус и Бог-Слово (Логос) это две раздельные личности. Божественный Логос пребывал с человеком Иисусом подобно тому, как Дух Святой пребывает в верующем человеке. Это не соответствует учению Писания, и поэтому несторианство было осуждено на соборе в Ефесе в 431 году.

Е.       Евтихианство (V век).

Евтихий, настоятель одного из монастырей в Константинополе, и его сторонники учили, что Иисус Христос имел единую смешанную природу. «Божественное и человеческое во Христе смешалось в одно, что составило третью природу» (Генри Тиссен, Лекции по Систематическому Богословию, 229). При этом единая природа предполагалась не вполне Божественной и не вполне человеческой. Это значит, что Иисус Христос не был ни совершенным Богом, ни полноценным человеком, как бы полубог и получеловек. Церковь осудила это лжеучение на Халкидонском соборе в 451 году.

Для того, чтобы разрешить все сложности связанные с пониманием Личности Христа, в городе Халкидон, который был расположен поблизости Константинополя, современный Стамбул, осенью 451 года был созван очередной Вселенский собор Церкви.

Владимир Дегтярев,

Основы Христианского Богословия, Запорожский библейский колледж и (DMin Диссертация) Запорожье 2007 г.

Добавить комментарий