Метаморфозы современного богослужения.

богослужОрганизация воскресного богослужения евангельских христиан.

М. В. Шерин

Михаил Владимирович Шерин (бакалавр богословия, НББС) — старший пресвитер по Красноярскому краю и республике Тыва и пресвитер церкви в г. Красноярске. Также является членом совета попечителей НББС.

Вопросы, связанные с воскресными богослужениями в Церквях ЕХБ и других протестантских Церквях в последние годы становятся всё более актуальными. Стиль богослужения, к которому так привыкло большинство верующих, посещающих наши Церкви не менее 10 лет, всё чаще подвергается критике со стороны недавно пришедших христиан. Всё чаще служители церкви слышат предложения по изменению, как формы, так и содержания наших богослужений. Связано это бывает, чаще всего, с желанием контекстуализировать наши богослужения, сделав их более доступными для людей нашей культуры. Но прежде чем размышлять на темы связанные с изменением богослужения, стоит вообще понять, о чём собственно идёт речь.

Что такое богослужение? Чему или кому оно служит? Каково мое участие в этом событии? Кто является определяющим началом в этом акте — Бог или пастор? Разумеется, Бог. Однако какова роль пастора? Богослужение — это религиозный акт или пламенная, морально-заостренная и назидательная проповедь? Какая музыка и какие песнопения должны звучать на богослужениях? Какое богослужение можно считать прошедшим успешно, и по каким критериям можно определять этот успех?

Часто, когда идешь на богослужения осознаешь, что твой личный опыт куда менее выразителен или более незначителен в духовном плане, чем прочитанная христианская книга или личная встреча с Богом за «закрытой дверью».

Историческая перспектива организации и развития богослужения — метаморфозы современной литургии

Желающих реформировать богослужение в христианском мире в течение последних 70-80 лет было достаточно. В 1963 году в результате долгой и кропотливой работы специальной комиссии по литургической реформе в свет вышла своеобразная конституция «О святой литургии». Этот документ был рассмотрен и одобрен II Ватиканским собором римско-католической церкви, что привело к большим переменам, особенно в богослужебной практике этой церкви.

В 1979 году епископальная Церковь выпустила новую «Книгу общественных богослужений», лютеранская Церковь издала новый объединённый сборник гимнов и молитвенник («Книга лютеранского богослужения»). Пресвитериане создали целую серию новых вариантов богослужения, вошедших в изданный в 1993 году «Служебник», а объединённая методистская церковь разработала множество вариантов песнопений и опубликовала в пересмотренном виде сборник гимнов и молитвенник «Богослужение Объединённой методистской церкви».

В своём письме, обращённом к Епископу Американской Православной Церкви, опубликованном 30 ноября 1972 г. о. Александр Шмеман пишет:

«Очевидно, что русские епископы видят в номинальном, непонятном и часто несовершенном богослужении причину отчуждения народа от Церкви, растущего успеха сект и прогрессирующей дехристианизации русского общества.»

В том же письме о. Александр Шмеман, признавая, что Американская Православная Церковь, являясь преемницей Русской Православной Церкви, заражена и больна как в литургическом, так и в духовном плане.

Таким образом, в XX веке большинство христианских церквей признавали существующую проблему в литургическом богословии. Немало и тех, которые пересмотрели свои богослужебные каноны и внесли достаточно серьёзные изменения, если не в литургическое богословие, то, как минимум, в богослужебную практику.

Позже мы постараемся найти причины таким переменам. Сейчас же нам важно заметить, что чаще всего те, которые стремятся к изменениям в богослужении, руководствуются желанием контекстуализировать его. При этом контекстуализация понимается как отказ от собственных традиций ради достижения людей другой культуры. Такой подход имеет ряд неоспоримых преимуществ, но и не лишён недостатков. Одна из проблем, связанных с таким подходом — игнорирование исторического пути развития литургики. Эта проблема усугубляется ещё и тем, что среди христиан протестантского толка периодически возникают движения, призывающие вернуться назад, только к Писанию, без достойной оценки традиций, на Писании основанных. Вот что пишет по этому поводу Роберт Вебер:

«С богословской точки зрения отсутствие интереса к истории вырастает из ошибочной идеи, согласно которой история Божьего участия в вере Его народа относится исключительно к библейскому периоду. Библейский период, несомненно, чрезвычайно важен и является источником всего нашего богословского сознания. Но отрицать дальнейшую деятельность Святого Духа в жизни церкви — это, в худшем случае, ересь, а в лучшем — духовное высокомерие.»

Изучая историю Церкви в целом, а также историю развития богослужения в частности, нам важно осознать, что все события, будь то Реформация, гонение христиан при Нероне или крестовые походы, есть не только наша история (Церкви), но и история, в которой участвовал Бог. В этом смысле модель общей Церковной истории мало отличается от модели поведения Израильского народа, которую мы рассматриваем в её совокупности. И как в истории Израильского народа, так и в истории Церкви Бог является основным действующим Лицом. Бог всегда является зачинателем взаимоотношений со Своим народом, а народ порой, как и в библейские времена, сначала отвечает Богу послушанием, а затем отпадает от Него.

Поэтому, признавая нашу связь со всей историей и со всеми поклоняющимися Богу общинами, мы обязательно обогатим наш совместный опыт веры, как и опыт нашего богослужения. С другой стороны, мы обнаружим ошибки наших исторических родителей, чтобы не повторять их снова. Ведь, как известно, тот, кто не помнит своего прошлого, осуждён на то, чтобы пережить его вновь.

БЛАГОМЫСЛИЕ,

Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012.

Газета Протестант.ру   

Добавить комментарий