О духовной безопасности человека: когда совесть уступает своеволию.

совестьДжо Круз

Предположим, что я вижу свет, исходящий от светильника Слова Божьего, но отказываюсь следовать за ним. Например, Дух Святой убедил меня в чем-то, и я совершенно уяснил, каких действий Он от меня ожидает, однако это что-то непопулярное и неудобное для меня. Что произойдет, если я, по любой причине, пренебрегу этим светом и отвергну истину, открытую мне Святым Духом? Дух, конечно, продолжает убеждать меня, и какое-то время в моем сознании продолжается борьба. Я чувствую себя несчастным и виноватым грешником. Но проходят дни и даже месяцы, в то время как я продолжаю попирать то, что, по моему убеждению, истинно. Постепенно совесть начинает приспосабливаться к тому, что совершает наша физическая оболочка. Мало-помалу чувство греха ослабевает, и проявления непослушания кажутся все менее и менее предосудительными.

В конце концов, истина, в начале казавшаяся столь ясной и незамысловатой, становится для нас нагромождением неопределенностей. Наш разум рождает доводы, оправдывающие непослушание, и первоначальные убеждения постепенно увядают в сознании. Жизнь становится почти такой же приятной, как и до получения света. Что произошло? Мы согрешили против Духа Святого и погружаемся в состояние непростительного греха.

Как видите, этот смертельный грех не есть какое-то определенное действие, которое можно отделить от других и ясно идентифицировать. Им может стать любой грех, который мы склонны лелеять, несмотря на полученный свет и познание. По сути, непростительный грех — это эффект притупления совести, производимый упорным непослушанием осознанной истине. Это реакция, похожая на игнорирование будильника. Совесть становится все более и более терпимой к покалыванию при воспоминании о совершенном беззаконии, и так продолжается до тех пор, пока она, в конце концов, вообще не перестает ощущать нежелательное и уязвляющее ее чувство самоосуждения. То, что с ней происходит, подобно тому, как у будильника кончается завод, но это уже ничего не меняет, поскольку никто его уже не слушает.

Вы начинаете понимать, что все, в действительности, зависит от того, как мы обращаемся с истиной? Апостол Иаков написал: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иакова 4:17). Не играет абсолютно никакой роли, богаты мы или бедны, католики мы, иудеи или протестанты; вопрос заключается в том, поступаем ли мы согласно полученному свету.

Иисус пояснил этот исключительно важный принцип: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (От Иоанна 15:22). Кто же, следовательно, несет ответственность и даст отчет перед Богом? Те, кто был освещен познанием истины Слова через действие Святого Духа. Искренние души, верные во всем, что им было открыто, было ли его много или мало, будут приняты Богом. Ответственность за совершение грехов будет возложена только на тех, кто знал об истине, но отверг ее. Иисус сказал: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (От Иоанна 9:41). Вся проблема непростительного греха заключена в вопросе нашего послушания тому, что нам открыто. В другом случае Иисус сказал так: «Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» (От Иоанна 12:35).

Откуда приходит свет? Именно Дух Святой наставляет нас на всякую истину. Когда мы отказываемся повиноваться истине, мы отвергаем служение Духа, Который является нашим единственным Путеводителем ко спасению. Мы буквально удаляемся от Того, Кого Бог послал, чтобы спасти нас. Вы видите, насколько это самоубийственно? Особый Божий вестник огорчается нашим сознательным отказом откликнуться на Его милостивое приглашение. Очень давно Бог произнес: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками». И Он, в конце концов, скажет Духу Святому: «Оставь их. Если они упорствуют, держась своих собственных путей, не ходи за ними больше».

Веры отцов может оказаться недостаточно

Самое точное описание непростительного греха в Новом Завете записано, наверное, в книге Деяний 7:51: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». Как эти люди сопротивлялись действию Духа Святого? Стефан говорит, что они пытались спрятаться за религией своих отцов. Они просто следовали в своей вере теми же путями, какими следовали и их родители. Есть ли в этом что-либо плохое? В данном случае, есть, поскольку дальше он продолжает свою речь, описывая их как тех, «которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили» (Стих 53).

Вам ясна ситуация? Независимо от того, каким было понимание их отцов, эти люди имели закон, и Бог ожидал от них повиновения этому закону. Каждое поколение и каждый человек в отдельности будет судим на основе того, что ему было открыто и как он этому повиновался. Ничья религия не может быть признана достаточной для другого человека, поскольку для каждого человека существует своя степень подотчетности. Мой дед мог быть спасен при условии следования тому свету, который был ему открыт, но я могу и не иметь спасения, идя его путем. Мне отмерена Богом иная мера открытой истины, и я несу перед Ним личную ответственность за нее.

Истина состоит в том, что всякий человек отвергает или пренебрегает Святым Духом, когда он сознательно не соблюдает любую из Божьих заповедей. Согласно Библии, Дух не может пребывать в жизни того, кто живет в непослушании: «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему» Деяния 5:32). И вновь, слова Христа: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (От Иоанна 14:15,16).

Осознанный грех изгоняет Духа

Заметьте, пожалуйста, что непослушание немедленно лишает человека возможности быть исполненным Духом. Этот замечательный Божий Представитель оскорбляется, когда человек отвергает Его основное служение. Сама Его природа предназначена делать так, чтобы грех казался чрезвычайно грешным. Грех не может удобно располагаться там, где пребывает Святой Дух. Либо происходит отречение от греха, либо Дух будет, в конце концов, отвергнут и удален.

Отказ следовать полученному свету не приводит к немедленному разделению с Богом, однако постоянное непослушание продолжает ожесточать совесть, все менее осознающую пагубность греха. Это состояние тьмы, развивающееся через постоянное попирание истины, и есть то, что называется непростительным грехом.

Дух Святой всегда говорит то, что находится в совершенном согласии с Библией. Апостол Павел призывает своих духовных детей взять на вооружение «меч духовный (меч Духа в английском переводе — прим. перев.), который есть Слово Божие» (К Ефесянам 6:17). Это открывает, что Библия есть разящее оружие Святого Духа. Вдвоем они совместно трудятся, убеждая людей о грехе.

Если человек решит, что он не будет повиноваться истине, то признает ли Бог его решение и позволит ли следовать ему? Да. Бог даже позволяет человеку верить лжи, если он это избирает. Апостол Павел говорил о тех, которые «не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фессалоникийцам 2:10,11).

Те, кто возлюбил ложь более, чем истину, постепенно будут утверждаться в ней по мере того, как Святой Дух будет изгоняем. Вор, продолжающий воровать после того, как он был обличен Духом во грехе, в итоге не будет видеть в воровстве ничего предосудительного. Со временем совесть притупляется и становится нечувствительной ко влиянию Святого Духа. И вот, приходит день, когда Бог обращается к человеку в последний раз, но его воля, парализованная нерешительностью и продолжительным беззаконием, не в состоянии откликнуться. Кроме того, Дух не сообщает нам, когда Он собирается сделать последнее приглашение. Мы знаем только, что Святой Дух не вечно может быть пренебрегаем человеком. В конце концов, Бог скажет: «Оставь его».

Послушание обязательно

Величайшая ошибка из всех, которые могут совершить люди, — считать, что они могут прийти к Богу в любой момент, когда им захочется. Истина состоит в том, что мы в состоянии повиноваться Богу только тогда, когда Дух говорит к нашему сердцу. Имея фермерский опыт, я могу сказать, что, посеяв пшеницу в одно время, получишь урожай, а посеяв пшеницу в другое время, ничего не получишь. Будучи евангелистом, я знаю, что есть время, когда ты можешь ответить Богу «Да», и есть время, когда ты не можешь это сделать.

Одно из самых сильных заявлений, когда-либо сделанных Иисусом, записано у Луки 13:24: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут». Этот стих долгое время смущал меня. Как мог бы любящий Бог держать вне Своего Царства кого-либо, кто всерьез ищет войти в него? Это казалось мне просто непостижимым. Но затем я обратил внимание на слова: «Не возмогут». Это переносило вину с Бога на человека. Бог желает и может взять их к Себе, но они не в состоянии принять Его спасение. Они уже настолько утвердились и ожесточились в своем продолжительном непослушании, что потеряли способность к истинному покаянию. Подобно тем, кто описан в Ветхом Завете, они «будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Амоса 8:12).\

Настанет день, когда будет уже слишком поздно думать о спасении. Наступит день, когда дверь благодати будет закрыта, и никто уже не сможет войти в нее. Ныне время благоприятное. Сегодня день спасения. Не удивительно, что Иисус назвал это грехом, который никогда не может быть прощен. Это грех слишком долгой отсрочки с послушанием, отсрочки, которая длится до тех пор, пока душа не застынет в той форме, которую ей придало упрямое промедление.

Повторяю: вы можете только тогда последовать за Богом в послушании, когда Дух убеждает вас прийти к Нему. Когда Дух изгоняется и отвергается, не остается возможности к покаянию.

Рассказывают интересную историю о большом орле, заметившем труп теленка, движущийся по реке Ниагаре на льдине. Устремившись вниз на своих могучих крыльях, орел сел на льдину и начал пожирать труп. Доверяя силе своих крыльев, он продолжал пировать до самого последнего момента, когда льдина должна была опрокинуться и упасть в водопад. Тогда он распростер свои мощные крылья, чтобы покинуть ее, но, увы, его когти вмерзли в лед, и он не смог оторваться. Он был низвергнут в грохочущие воды и разбился о камни внизу.

Я знал также и людей, которые слишком долго ожидали, не принимая окончательного решения. Снова и снова люди говорили мне у дверей, выходя после евангельских встреч: «Я знаю, что вы проповедуете истину, и я собираюсь как-то отреагировать на это». Другие говорили мне, что они поистине продолжают размышлять над тем, что они услышали.
Ищет ли Бог людей, которые будут великими рассказчиками об истине? А что можно сказать о тех, которые постоянно размышляют об истине? Иисус никогда и никого не поприветствует в Своем Царстве словами: «Хорошо сказано, добрый и верный раб! …Войди в радость господина твоего». Никогда не скажет Он также и: «Хорошо рассудил, добрый и верный раб!» Но всем, кто войдет туда, Христос скажет: «Хорошо сделал, добрый и верный раб! …Войди в радость господина твоего» (От Матфея 25:21).
Самый самонадеянный поступок, который только можно совершить, — это молиться о постижении истины, а затем отказаться ей повиноваться, когда Бог отвечает на эту молитву. Лучше совсем не знать истины, чем отвергнуть ее после познания. «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только» (Иакова 1:22).\

Слышание и не делание

Истинным испытанием любви служит то, как мы поступаем с постигнутой нами истиной. В действительности, не так уж и трудно убедить людей в том, что правильно, но очень трудно убедить их повиноваться. Не говорит ли это нам о чем-то очень важном? Сатана знает, что вера без дел мертва, знает он также и то, что продолжительное беззаконие изгоняет Духа Святого. Наиболее сильно он атакует волю, и очевидно, что он имеет большой успех, побуждая людей откладывать послушание. Чем дольше они тянут, тем больше вероятность, что они будут тянуть долго, и тем больше опасность того, что они изгонят от себя Дух Святой.
В Своем служении Иисус сталкивался с той же проблемой. Ему выпало испытать горькую сердечную боль, наблюдая, как люди отворачиваются от истины. Толпы людей следовали за Ним до тех пор, пока Он не открыл им некоторые нелегкие истины, требовавшие действия и жертвы. И тогда все они оставили Его. Это и есть самое сокрушительное переживание для любого проповедника или учителя. Я знаю это, поскольку видел, как некоторые так же ушли. Я не сравниваю себя с Иисусом, однако каждый приобретатель душ способен посочувствовать Христу, Который спросил тогда Своих учеников: «Не хотите ли и вы отойти?» Тогда Петр ответил Ему: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Что за вопрос! К кому можно пойти, услышав полную и неподдельную истину? Нет сомнений, что нет нужды исследовать ее глубже, поскольку дополнительный свет может быть получен только после того, как вы повинуетесь тому свету, который получили.
Есть только одно безопасное действие в отношении истины — повиновение ей. Вы не можете перешагнуть через нее, обойти ее или пройти сквозь нее. Она не исчезнет и не изменится. Мы не можем разрушить закона Божия; но он сокрушает нас, если мы не повинуемся ему.
Как человек может узнать, что он совершил непростительный грех? Ответить на этот вопрос легко и просто. Никто не изгнал еще Святого Духа, если он по-прежнему имеет убеждение о грехе и чувствует влекущую силу Божию. Те, которые продолжают поиски истины, еще не пересекли черту, из-за которой возврат невозможен. Но поскольку Дух не объявляет, когда Он сделает последний умоляющий призыв к сердцу, будет слишком самонадеянным сознательно не последовать какой-либо из познанных истин. Наибольшая опасность, угрожающая каждому человеку сегодня, — оскорбить Духа Святого, отказавшись повиноваться тому, в чем Он убедил его. Результат будет всегда один, какие бы слова мы не использовали в свое оправдание. Итогом всегда будет разделение с Богом.
Наиболее обманчивым свойством непростительного греха является кажущееся спокойствие, в котором могут пребывать люди, способные жить без Бога. В их жизни больше нет места болезненным терзаниям и мучениям совести. Это происходит не за одну ночь, но неотступная убежденность во грехе становится все слабее и слабее, пока, наконец, не переходит в спокойную жизнь самоудовлетворения.

Ни одному христианину не следует удивляться тому поразительному миру в душе, которым, как кажется, обладают необращенные люди. Эта смертельная пагуба свойственна только тем, в ком больше не происходит борьбы за господство между двумя голосами или двумя природами. Когда Дух Святой покинул душу, плоть наслаждается неоспоримым контролем над жизнью и помышлением. Больше не бушуют духовные битвы, и кажется, что непростительный грех приносит в какой-то мере облегчение. Но этот мираж скрывает пустую душу, потерявшую всякую способность молиться и доверять.
Во время программ евангелизации люди часто выражают озабоченность, что они могли изгнать от себя Святого Духа. Даже во время того, как они вечер за вечером слушают проповедуемую весть, они полны страха, что совершили непростительный грех. Таких людей я могу совершенно ясно и определенно заверить, что они не виновны в совершении этого греха. Если бы это было так, то они бы не были обеспокоены чем-либо, имеющим отношение к Богу. В этом случае они, несомненно, не находились бы там, где совершают молитвы и исследуют Библию, и не высказывали бы свою обеспокоенность своими отношениями с Богом. Очевидно, что Дух Святой по-прежнему влечет их, рождая у них стремление к истине и спасению.
С другой стороны, никому не следует считать, что он находится в безопасности, если он действует вопреки тому свету, который был ему открыт. Каждый сознательно согрешающий человек будет продолжать неуклонно приближаться к тому роковому моменту, когда его совесть будет больше не в состоянии ответить на призыв Духа. В любой момент нашей жизни нашей единственной безопасностью будет осознание того, что мы можем рассчитывать на благодать Божью, которая поможет повиноваться всякому лучу света, посылаемому на наш путь.

Слово Жизни:

slovo-bible.ru

Добавить комментарий