Что такое креативный класс и его роль в модернизации.

креатЩербак Андрей Николаевич — кандидат политических наук, научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ, доцент кафедры прикладной политологии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Для большинства стран мира модернизация в той или иной форме является важной составляющей политической повестки дня. Как у политиков, так и у экспертов возникает масса вопросов относительно того, как объяснить те или иные траектории модернизации в разных странах. Почему у одних стран модернизация получается успешной, а у других нет? Какие факторы влияют на успех модернизации, в том числе на современном этапе? Данная работа посвящена поискам ответа на один из таких вопросов. Какая связь существует между модернизацией и культурой в целом и модернизацией и толерантностью — в частности? Важны ли культура и толерантность как составная часть культуры для модернизации? Есть ли между двумя этими явлениями причинно-следственная связь, и если да, то какая она и как ее объяснить?

В своей работе я использую теорию модернизации Рональда Инглхарта и концепт «креативного класса» Ричарда Флориды. В социальных науках понятие модернизации в общем относится к процессу перехода разных стран к современным обществам, что предполагает создание или заимствование западных социальных институтов. В рамках этого широкого подхода существуют различные модели, которые делают акцент на разнообразных аспектах модернизации, что приводит к разным интерпретациям данного понятия. Одни теории фокусируют свое внимание на социально-экономических аспектах модернизации (индустриализация, урбанизация, распространение образования, рост доходов и т. д.), другие — на рисках модернизации (политическая нестабильность, правительственные кризисы, рост политического насилия и т. д.). В данном случае речь идет об основных аргументах концепции «догоняющей модернизации»: наличие необходимых политических условий для быстрого экономического развития.

Понятие модернизации может быть применено в равной мере к фазе индустриализации, т. е. перехода от аграрной экономики к индустриальной, так и к фазе пост-индустриализации, т. е. перехода от индустриальной экономики к пост-индустриальной. Пост-индустриальная экономика обычно определяется как инновационная экономика или экономика знаний. Можно отметить следующие базовые отличия данной экономики. Все бóльшая доля прибавочного продукта создается в инновационном секторе, что может быть измерено через долю высокотехнологичных товаров в экспорте. Наука и технология оказываются движущей силой экономического роста постиндустриальных обществ. Все большая доля работников занята в инновационном (т. е. пост-индустриальном) секторе экономики, по сравнению с долей занятых в промышленности, аграрном секторе и секторе услуг.

В данной работе модернизация понимается в «узком» смысле: именно как экономическая и технологическая модернизация, что, на мой взгляд, в значительной степени отражает представление о модернизации у большинства политиков и государственных деятелей в России и за рубежом. С этой точки зрения прогресс модернизации основывается на двух факторах: инновациях и инвестициях. Государства, должны как создавать и развивать инновационную и технологическую базу, так и поддерживать высокий уровень инвестиций. Успех стран на пути модернизации может быть определен таким образом: высокая доля инновационной экономики (или экономики знаний) в ВВП и высокий уровень инвестиций.

В этой парадигме тем не менее возможны два пути к модернизации: а) страны с относительно большим инновационным сектором и относительно низким уровнем инвестиций и б) страны с относительно малым инновационным сектором, но высоким уровнем инвестиций. Первая модель в большей степени подходит для описания развитых стран («первая волна модернизации»), вторая модель — для стран «догоняющей модернизации».

Связь между модернизацией и системой ценностей, и в частности — модернизацией и толерантностью, является одной из популярнейших тем в современной политической науке. Рональд Инглхарт, используя данные проекта World Values Survey (Всемирный опрос ценностей, далее — WVS), показал, что существует причинно-следственная связь между экономическим ростом и сменой ценностей в различных обществах: есть четкая положительная корреляция между распространением ценностей самовыражения и ростом доходов. Переход к пост-индустриальному экономическому росту, который основывается на инновациях и технологическом прогрессе, требует смены системы ценностей в обществе (Inglehart, 1997).

Концепция Р. Инглхарта предполагает наличие двумерной системы культурных координат, включающих две шкалы измерения ценностей: 1) «традиционные — секулярно-рациональные» и 2) «ценности выживания — самовыражения». Традиционные ценности включают в себя акцент на важности религии, уважении и повиновении властям; отрицательное отношение к разводам и абортам и высокий уровень национальной гордости. Секулярно-рациональным ценностям соответствуют противоположные характеристики.

Ценности выживания делают акцент на экономической и физической безопасности и конформизме. Ценности самовыражения включают такие ценности, как свобода выражения, политическое участие, политический активизм, защита окружающей среды, гендерное равенство, толерантность по отношению к этническим и сексуальным меньшинствам. Чем больше распространены ценности самовыражения, тем больше поддержки находят идеи индивидуальной свободы во многих ее проявлениях. Это измерение можно также охарактеризовать как «материализм — пост-материализм».

Согласно концепции Р. Инглхарта, изменения в культуре, смена ценностей неотделимы от модернизации. Сначала традиционные ценности сменяются секулярно-рациональными, обычно данный процесс соответствует первой фазе модернизации — индустриализации, т. е. переходу от аграрных обществ к индустриальным. Второй культурный сдвиг приводит к отходу от ценностей выживания к ценностям самовыражения и ассоциируется с пост-индустральной модернизацией. Этот этап сопровождается созданием более открытых политических институтов, обретением гражданами широкого спектра политических прав и свобод, ростом толерантности и развитием демократизации.

Толерантность ассоциируется с пост-индустриальным обществом, экономика которых основывается на знаниях. Создание инновационной экономики — это желаемая цель многих правительств, стран, обществ. Пост-индустриальная экономика, скорее всего, появится и будет успешно развиваться именно в пост-индустриальных обществах. Иными словами, без распространения пост-индустриальных ценностей едва ли можно построить пост-индустриальную экономику.

Инновационная экономика, «креативный класс» и толерантность

Инновационная экономика сильно связана с развитием человеческого капитала. Это означает: именно люди являются основным источником постиндустриального экономического роста. Данная идея была очень ярко выражена в концепции «креативного класса» Ричарда Флориды.

Он предложил идею нового социального класса — «креативного класса», который, по его мнению, является движущей силой экономического роста в современном обществе. Креативный класс обладает креативностью — способностью создавать новые идеи, технологии, рынки, компании и т. д., всего того, что служит основой для экономического роста в инновационной экономике. В данный класс, по мнению Флориды, входят люди, занятые в креативных профессиях: наука, технологии, искусство, дизайн, шоу-бизнес, мода, журналистика, музыка и т. д., чья экономическая функция — это создание новых идей, новых технологий и/или креативного контента. Креативный класс также включает в себя творческих профессионалов в сфере финансов, бизнеса, права, здравоохранения и других сфер. Крайне важным является тот факт, что все эти люди объединены особым креативным этосом, который делает упор на поддержку таких ценностей, как творчество, индивидуальность, различия и заслуги (Florida, 2002: 8).

Представители креативного класса, даже из разных профессий, устанавливают связи между собой, обмениваются новыми идеями, вместе рождают новые проекты. Недаром в Калифорнии находятся как Силиконовая долина, так и Голливуд. Креативные люди тянутся друг другу, поэтому и возникает миграция из одних городов/регионов в другие. Какой регион смог привлечь как можно больше креативных людей, тот и получит существенное конкурентное преимущество в построении инновационной экономки. Согласно этой концепции, чем больше доля креативного класса в том или ином обществе, тем выше темпы роста создания/развития постиндустриальной экономики. Задача правительств — создавать условия, благоприятствующие появлению, привлечению и развитию креативного класса.

Способность к креативности — это особое качество, которое довольно трудно регламентировать. Поэтому требуется особый подход работодателей к организации труда креативного класса, чтобы поощрять все вышеназванные качества. Креативный класс обладает своими особыми характеристиками как в организации работы, так и в подходе к работе, условиях найма, планировании рабочего времени, жизненных установках, отношении к спорту, одежде, привычках и даже проведении своего свободного времени. Среди представителей этого класса приветствуется нонконформизм, индивидуальный подход, выход за рамки дозволенного, простота в общении, акцент на горизонтальных сетях, а не на вертикальной иерархии, поиск своего стиля во всем. Согласно Флориде, компании «новой экономики» в первую очередь идут туда, где есть много представителей креативного класса. При выборе стран и регионов для своей деятельности таким компаниям нужны прежде всего не выгодные условия и налоговые льготы от правительств, а более высокая доля представителей креативного класса.

Флорида утверждает в своей книге, что экономический рост основан на трех «Т»: талант, технологии и толерантность, во многом потому, что эти факторы притягивают креативный класс. Под «талантом» понимается распространение высшего образования (доля людей с дипломом не ниже бакалавра); под технологией — уровень научно-технической базы. С этой точки зрения распространение ценностей самовыражения может рассматриваться как важное условие для расширения доли креативного класса в том или ином обществе.

Почему важна толерантность? Присутствие этого фактора рассматривается как основной индикатор наличия низких входных барьеров для развития креативного класса, принятия разнообразия в обществе, существования новых возможностей. Креативный класс верит, что высокий уровень терпимости в обществе благоприятствует креативности: толерантность помогает устанавливать связи между творческими сетями людей различных профессий и занятий, ее наличие является само по себе сигналом, что все новые идеи и предложения будут выслушаны и приняты. Иными словами, представители креативного класса предпочитают те места (города и регионы), которые отличаются разнообразием, терпимостью и открытостью новым идеям. Более того, отсутствие толерантности, разнообразия заставляет творческих людей покидать эти места.

Щербак А.Н.

Данное исследование проведено под руководством Р. Инглхарта.

Культура имеет значение? Сравнительный анализ значения толерантности для модернизации / Андрей Щербак: Препринт М-26/11. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. — 32 с. — (Серия препринтов; М-26/11; Центр исследований модернизации).


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*