Духовный опыт в христианской семье передается родительским примером.

дети3Священная обязанность — заповедать детям своим ходить путем Господним — была возложена еще на праотца Авраама. Господь сказал: «Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд…» (Быт. 18, 19).

Эту величайшую заповедь со всем тщанием и усердием должен был исполнять каждый израильтянин по слову Господа, данного через Моисея.

Для нас, народа Божьего Нового Завета, научить своих детей наиважнейшей заповеди любить Бога и ходить путями Его — также является священным долгом. Не просто поставить детей в известность об истинах Господних или сказать, что они делают плохо, не следуя Его путем, а внушить своим единоутробным исполнять заповеди Божьи. «И внушай их детям твоим…» — повелевает Слово Господне (Втор. 6, 7).

Священник Илий навлек на себя гнев Господень за то, что слишком снисходительно относился к негодным поступкам своих сыновей (1 Цар. 2, 29; 3, 13). Илий обличал их (1 Цар. 2, 22—24), но это не было внушением, это было попустительством. Илий не прислушался грозному слову Бога к безвольному отцу. За это погиб он и оба его сына в один день, и все потомство дома Илия умирало в средних летах (1 Цар. 2, 29—34).

Родители — самые заинтересованные личности указать ребенку путь к подлинному счастью. Они первые, кто открывают детям непреходящие ценности жизни. Первыми объясняют истинную цель жизни на земле.

Какова она? Отцы прежде должны сокрыть Слово Господне в сердце своем (Пс. 118, 11). Это первое и одно из важнейших условий для успешной воспитательной работы. Заповедь Господня должна стоять для них на первом месте, тогда и для детей она не будет малозначащей.

«И внушай их детям твоим…»

Внушить — значит словесно воздействовать на волю и сознание ребенка, чтобы он усвоил Божественные заповеди как основополагающую истину, а затем сознательно повиновался им. Без практического послушания Богу жизнь наших детей и последующего за ними поколения не только бессмысленна и греховна, но и гибельна.

Внушение — это кропотливый серьезный труд. Убедить ребенка исполнять Богоугодные заповеди невозможно в мимолетных беседах. Поэтому основную воспитательную работу маленького человека Бог поручил совершать везде.

Именно дома, в тесном семейном кругу, обсуждаются и преподаются насущные истины, без которых не сформируется для вечности ни одна душа. Теплый семейный очаг — самая влиятельная школа, в которой отец самый уважаемый и всезнающий (в понимании детей) учитель и наставник. Именно родителям Господь поручил закладывать духовный фундамент, на котором потом обильными наставлениями и молитвами созидаются души детей.

Священное Писание оставило благодарное свидетельство сыновей, наставленных отцами. Сыны Кореевы узнали от отцов о величии Бога, чудесным образом покровительствовавшего Израилю в древние дни (Пс. 43, 2). Их повествование не было для них серией увлекательных рассказов. Оно дышало святой правдой и несло истинное Богопознание. Сыновья усвоили, что отцы получили землю не мечом своим, а как дар от Бога. (Пс. 43, 4). В тесное для Израиля время, когда их, как овец, обреченных на заклание, умерщвляли каждый день, сыны Кореевы, наученные живому упованию, не простерли рук к чужому богу (ст. 21—23). И когда душа их была унижена до праха, они с живой верой молились живому Богу (ст. 5—6).

Провидя сквозь века пришествие Мессии, какую восторженную песнь любви составили сыны Кореевы о Прекраснейшем из сынов человеческих! Глубокое откровение содержится в строках, вышедших из-под их пера: «Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие…» (Пс. 44, 8). Возлюбить правду недостаточно, нужно еще возненавидеть беззаконие, как это сделал Христос.

Псалмопевец Асаф тоже был примерным учеником в отцовской школе. Испытав верность отцовских поучений, он понял насколько важно открывать детям славу Господа, и силу Его, и чудеса Его. Судя по изложенному в 77 Псалме, нетрудно заметить, как близко к сердцу принял Асаф переданную ему, большей частью печальную, историю Израильского народа. Он знал, что сыны Ефремовы в день брани обратились назад и отреклись ходить в законе Господнем. Его душа скорбела о неверности, неверии и постоянном ропоте сынов Израилевых на Бога, Который питал их хлебом Ангельским и носил их, как бы на орлиных крыльях и принес к Себе (Исх. 19, 4). И уже своим сыновьям Асаф заповедал не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцами неверному Богу духом своим (Пс. 77, 8).

Сегодня многие христиане с готовностью подтверждают: «Да, важно и нужно наставлять детей в истине Господней». Но при этом беспомощно разводят руками: когда это делать при нашей перенасыщенной заботами жизни?!

После того, как Бог указал самое наилучшее место, где совершать этот святой труд (в доме твоем), и как должно преподавать детям жизненно важные заповеди (внушать их постоянно), разве Бог оставит нас в неведении, когда осуществлять воспитательную работу? «Говори о них, СИДЯ в доме твоем и ИДЯ ДОРОГОЮ, И ЛОЖАСЬ И ВСТАВАЯ». Настолько важна эта работа, что Бог не оставил, кажется, свободного времени (кроме сна), когда бы отец не напоминал детям любить Бога и исполнять Его заповеди.

Родительский дом — это универсальная школа непрерывного духовного обучения. И когда многие родители, снимая с себя ответственность, предпочитают человеческие методы воспитания своих детей, — это свидетельствует о том, что Божьи заповеди восприняты такими родителями лишь отчасти.

Родительский дом — это универсальная школа непрерывного духовного обучения.

«Вестник истины», №2, 1995.

Газета Протестант.ру   


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*