История зарождения и развития христианского богослужения.

церковьМ. В. Шерин

Исследование истории развития христианского богослужения дело гораздо более трудное, чем исследование ветхозаветного богослужения, и причина тому — фрагментарный характер источников. В Новом Завете мы не найдём ни одного подробного описания богослужения. Нам встретятся лишь краткие упоминания о гимнах, исповеданиях, благословениях, славословиях и слабые намёки на описание богослужения, разбросанные по всему Новому Завету.

Всю историю развития христианского богослужения условно можно разделить на 3 основных периода:

1.Патристический (I-III века
2.От императора Константина до Реформации (IV-XVI вв.)
3. От Реформации до наших дней (XVI -XX вв.)

Несомненно, внутри каждого периода мы можем выделить так же важные вехи в развитии богослужения, и всё же следует признать, что знаковые перемены для протестантов происходили на стыке отмеченных периодов. Так в первом периоде совместно с богословием формировалась определённая традиция проведения богослужения. Во втором периоде, после принятия Константином христианства, богослужение из сокровенного превратилось в публичное. Константин всеми силами пытался представить христианство респектабельной религией, которая по пышности богопоклонения не уступала бы отвергнутому им греко-римскому язычеству. И, наконец, третий период ознаменован огнём Реформации, который поглотил практически всю Европу. Глобальные изменения в понимании богословия не могли, естественно, не затронуть и богослужение. Реформаторское богослужение началось с провозглашения принципа: «4 голые стены и проповедь». По сути, остальные изменения в традиционном протестантском богослужении — это несущественная модификация формы, принятой реформаторами.

I-й период, патристика.

Изучение трудов Апостольских мужей, а также Отцов Церкви даёт некоторую информацию о той традиции проведения богослужения, которая родилась и сформировалась в христианской Церкви.

Христианское служение своими корнями уходит в Иудейскую практику. После разрушения храма с его великолепной архитектурой и сложным символизмом, а также рассеяния иудеев, носителей храмовой культуры, на первый план в религиозном воспитании потомков Авраама пришли синагоги   со своими простыми зданиями и упрощенным служением. Позднее они стали местами для собраний христиан, в первую очередь христиан из Иудеев, а Апостол Павел использовал синагоги всякий раз, когда начинал своё служение в новом городе. Книга Деяния Святых Апостолов позволяет нам увидеть поклонение этой первой христианской общины глазами очевидцев. Любопытно отметить четыре основные особенности богопоклонения христиан патристического периода.

Литургический дуализм. Первая особенность, характерная для богослужения первых христиан, хорошо видна на примере Иерусалимской церкви.

Иерусалимские христиане продолжали посещать храм. Были ли эти посещения связаны с иудейскими обрядами или нет, не до конца понятно. Известны лишь некоторые случаи, когда Апостолы совершали определенные обряды, свойственные ортодоксальным иудеям. Так Павел совершает обрезание Тимофея, а также оплачивает необходимый храмовый налог. Пётр и Иоанн посещали храм, чтобы там помолиться Богу. Но совершенно очевидно, что Апостолы в начале своего служения использовали храм, чтобы там проповедовать Евангелие, а также для регулярных встреч всё увеличивающейся христианской общины.

И всё же посещение храма было не общепринятой практикой для первой Церкви. Многие поместные церкви начинали своё служение с иудейских синагог, а богословский центр, сосредоточенный в иудаизме главным образом вокруг Иерусалима и храма, стал смещаться по мере развития христианского богословия. Так иудейские церемонии стали рассматриваться как исполнившиеся во Христе и Его Церкви. Например, во Христе стали видеть пасхального Агнца, принесшего себя в жертву. Храм был заменён телом Христа — Его Церковью, а люди, которые составляли новый храм Божий, названы «царственным священством».

Это было совершенно новое понимание храма, жертв, священства и пасхального Агнца, продиктованного возникшей Церковью. Оно касалось самой сущности иудаизма и наносило удар по сердцевине иудейского поклонения. Становилось ясно, что иудейское поклонение и поклонение христианское вместе больше сосуществовать не могут. Это понимание обострилось в связи с тем, что из числа иудейских ревнителей восставало всё больше гонителей, которые делали всё возможное, чтобы зарождавшаяся Церковь стала вне закона и была лишена всякого общения. И всё же, несмотря на то, что руководителям Церкви пришлось вывести её из-под крыла синагоги, влияние, которое оказала синагога на дальнейшее развитие христианского богослужения, было очевидным. Чтобы убедиться в этом стоит обратить внимание на составляющие части богослужения в синагоге.

Синагогальное богослужение включало в себя четыре важные составляющие. Это, чтение Писания и других священных книг евреев, чтение псалмов нараспев, молитва, которая была самой важной составляющей богослужения и проповедь — обычно на тему, соответствовавшую прочитанному отрывку Писания.

Сравнивая богослужения, проходящие в синагоге и в христианской церкви, невольно убеждаешься в сильном влиянии первого. Это не сложно заметить в остальных особенностях церковной богослужебной практики того периода.

Приверженность Писанию. Второй особенностью этого периода являлось то, что руководители христианских Церквей особое внимание, как в повседневной жизни, так и в богослужебной практике, уделяли Писанию.

Христиане заимствовали традицию иудеев читать и комментировать Священные Писания. Очень скоро в Церкви наряду с Ветхим Заветом стали читать произведения Апостолов. Самое раннее неканоническое свидетельство чтения в Церкви Писания находим в «Первой апологии» Иустина:

Насколько позволяет время, читаются воспоминания Апостолов или послания пророков. Когда читающий заканчивает, ведущий собрание призывает и побуждает (нас) подражать прочитанному.

Некоторые отрывки Писания заучивались наизусть, особенно те, где были ярко выражены основные постулаты веры. Это было особенно важно по причине как малограмотности людей в Церкви (в тот период истории людей, умеющих читать, было мало не только в Церкви, но и в обществе), так и малодоступности Священного Писания. Обычно на одну общину приходилось всего одна копия Священного Текста.

Приверженность молитве. Церковь, как и синагога, подчёркивала важность молитвы. Первые христиане, по крайней мере, в Иерусалимской Церкви, соблюдали ежедневные часы молитвы, принятые и в храме, и в синагоге: (?) третий, шестой и девятый час.

В отрывке из Деяния Апостолов 2:42 мы также можем увидеть некую структуру христианского богослужения, которая так похожа на структуру синагогального богослужения. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2:42)».

БЛАГОМЫСЛИЕ,
Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*