Как проповедь-толкование помогает Церкви.

проповеДжордж Вуд.

Во время учебы в семинарии мне в руки попал один из номеров журнала “Христианство сегодня”, в котором была опубликована статья В. И. Крисвелла. Он был пастором первой баптистской церкви в Далласе на протяжении 25 лет. На вопрос о причине своего долголетия в пасторском служении он ответил: “Проповедь-толкование”. По прибытии в церковь он начал проповедь с книги Бытие (1:1) и на протяжении 25 лет он последовательно проповедовал Библию до последнего стиха книги Откровение.

Крисвелл говорил, что Библия неисчерпаема и, проповедуя ее, вам всегда будет что сказать. Я был удивлен и заинтригован. Если именно так я смогу продержаться в церкви долгое время, то я тоже буду проповедником-толкователем, думал я.

Это был не лучший мотив обращения к проведи-толкованию, но вскоре я обнаружил и много других достойных причин. И действительно, в течение семнадцати лет я нес свое первое и единственное пасторское служение.

Моя основная обязанность как пастора — проповедовать Слово Божье. Второстепенные же обязанности могут включать руководство, содействие, администрирование, посещения и т.д. Но если я не буду отдавать высший приоритет проповеди Слова Божьего, сердце церкви ослабеет.

Сердце подобно насосу. Бог предопределил, чтобы непрерывный поток духовных сил вливался в Церковь, Его народ через проповедь Слова.

Церковь умирает, когда пастору нечего сказать из Слова Божьего людям. Собрание может проходить в прекрасном здании, образовательная, социальная и организаторская работа может быть налажена превосходно, но если с кафедры не несется животрепещущее Слово Божье, то церковь больна. Болезнь может быть кратковременной или долгой, однако смерть неизбежна.

Изучение Слова Божьего должно быть вершиной моих личных приоритетов, если я хочу, чтобы оно стало вершиной всех приоритетов для членов моей церкви.

Самое лучшее определение проповеди, какое я когда-либо слышал, “проповедь — это ты”. Это божественное выражение истины через вашу личность. Все мы будем проповедовать по-разному на основании предложенного места Писания, но тот, кто “проповедует Слово”, увидит, как Господь действует в его личной жизни, а также в жизни его паствы.

Что значит проповедь-толкование? Она включает беседу с использованием определенного места Писания (т.е. стиха, абзаца, главы, книги) и ответ на два вопроса: О чем оно говорило? и О чем оно говорит?

При ответе на эти вопросы план, основные пункты и подпункты проповеди будут определяться самим местом Писания. При тематической проповеди можно разработать план. В проповеди, где за основу взято отдельное место Писания, основные пункты определяются его содержанием, но проповедник имеет также возможность сделать особый акцент на одном из пунктов. Однако в проповеди-толковании именно библейский текст определяет ее содержание: проповеднику не позволено выбирать, что подчеркнуть, а что оставить без внимания.

Давайте рассмотрим два вопроса, приведенных выше. Чтобы проповедь была толкованием, я должен ответить на каждый из них.

О чем оно говорило?

Этот вопрос включает экзегетику и герменевтику. Я хочу понять во всей полноте, что значило каждое слово и выражение для библейского автора и для народа Божьего, которому оно было адресовано изначально. Поэтому я обращаюсь к библейским словарям, симфонии, комментариям, к чему угодно, что попадет мне под руку, чтобы понять это место лучше.

Слишком часто мы пропускаем трудную задачу истинного понимания Писания, чтобы немедленно перейти к его применению. Вот почему сложные места Писания часто опускают (такие, как книга Левит).

О чем оно говорит?

Проповедь не будет полной, если мы ответим только на первый вопрос. Необходимо также обдумать, о чем оно говорит. Другими словами, я должен перейти от толкования к применению. Каким образом это древнее живое слово связано с современными нуждами людей, которым я проповедую?

В проповеди одна нога должна твердо стоять на толковании, другая — на применении. Выступления будут сухими, как чипсы, если они только толкуют Слово. Толкование поясняет, что сказано в Писании, применение же — что оно говорит.

Часто собрание засыпает во время проповеди, когда толкуемое место Писания не применяется к проблемам современной жизни. Она становится сухим, скучным уроком истории. Однако проповеди, которые пренебрегают толкованием ради применения, произведут в конечном итоге библейски безграмотную общину, способную оказаться жертвой ветра лжеучений и шторма сатанинской враждебности. Обычно, если проповедь неинтересна, не вдохновляет, не привлекает внимание, то это происходит потому, что проповедник не ответил на один или даже оба вопроса.

Павел советовал Тимофею держаться “образца здравого учения” (1-е Тим. 1:13). По существу, Павел говорил, что он следовал определенной системе учения, что его собственные методы проповеди-учения состояли не из разрозненных кусочков информации и отдельных увещеваний. Достаточно прочитать написанное Павлом, чтобы определить, насколько упорядоченным было его учение.

При разборе Библии не рекомендуется метод “перескочить и пропустить”. Представьте себе несистематическое изучение иностранного языка, истории или научной литературы. При изучении Библии не избежать тех же принципов, которые применяются при исследовании других областей знаний.

Если предыдущие комментарии истинны по отношению к индивидуальному изучению, они также применимы и к проповеди. Несет ли моя проповедь систематическое толкование истины? Выражают ли мои слова здравый смысл?

Что бы произошло, если бы строитель попытался построить дом, укладывая кирпичи по отдельности, не связывая их плотно друг с другом? Слишком часто наши проповеди с недели на неделю похожи на не связанные раствором кирпичи.

Разве не должно быть связи между проповедями на прошлой неделе и на этой? Или в прошлом месяце и в этом? В прошлом году и в этом?

Некоторые считают, что следование плану проповедей, когда у пастора уходят недели и месяцы, чтобы провести свою паству по одной из книг Библии, сдерживает действие Духа Святого. Я полагаю, что Дух Святой может руководить и серией проповедей так же действенно, как и отдельной проповедью. Но я никогда не должен терять чувствительности. Если посреди целой серии Дух Святой положит мне на сердце особое слово, я без колебаний приму его.

На протяжении многих лет я находил великие преимущества в проповеди-толковании лично для себя и для Церкви.

Джоржд Вуд, доктор теологии,

в Роберт Брандт, «Отличительные черты искренней и духовной проповеди.» 

Газета Протестант,ру      

Добавить комментарий