Первые библейские «проповедники правды».

нойВажность проповеднического служения несомненна. Именно служение проповедью избрал Бог как основной способ донесения до людей истин о Своей славе, о пути спасения для людей, о праведном, благочестивом образе жизни. Апостол Павел задает риторические вопросы, ответ на которые понятен: «как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего?» (Рим 10:14).

В проповеди человек слышит Слово Божие истолкованное и адаптированное к его времени, культуре, а подчас и к ситуации, образовательному и социальному уровню. Слушая проповедь человек может пережить духовную встречу с Богом и трансформацию своей личности. Так произошло в семье Корнилия (Деян 10:44), подобное происходит и сейчас.

Эффективность проповеди зависит от многих причин, а именно статус, положение проповедника по отношению к Богу его пославшему, и людям, слушающим его. Этот момент двоякий: кем проповедник осознает себя, и как воспринимается со стороны. Между проповедником и слушателями образовываются взаимные влияния — проповедник влияет на слушателей, но и слушатели влияют на него. Наконец, проповедник воспринимается не только как Божий посланник, но и как часть общины, равный остальным, и как ее должностное лицо. Его слова могут казаться абсолютно авторитетными для одних, и могут оспариваться другими людьми.

Понимание этих взаимных влияний помогает нам сделать подготовку начинающих проповедников более эффективной и помогает увидеть социальный климат общины. Осмысление духовного статуса и отношений проповедника является важной стороной богословия проповеди и необходимо для успешного служения проповедью как его духовная база. Углубление в эту область исследования нашло отражение в названии всей работы: «Роль проповедника в современной церкви».

Необходимо также отметить, что в исследовании феномена «проповедь» преобладает прикладной характер — богословие проповеди изучается как ступенька к практике проповеди, и это, конечно, хорошо, но проповедь — действие столь значительное, столь связанное с проявлением Личности и силы Божией, что вполне возможно самостоятельное рассмотрение богословия проповеди.

Мы не сможем рассмотреть всех проповедников Божиих, встречающихся на страницах Ветхого Завета, так как далеко не о всех мы имеем достаточно информации. К отличительным особенностям проповеднического служения ветхозаветного периода можно отнести: проповедь в большей степени делом, нежели словом, большая доля символизма, образности в обращении проповедника к народу, и особо близкие, ярко выраженные, переживаемые взаимоотношения с Богом проповедника, в особенности на фоне окружающего безверия.

«Проповедником правды» назван Ной во Втором послании апостола Петра (2 Пт 2:5). Но мы используем это выражение для того, чтобы выделить целую плеяду Божиих людей, проповедовавших примером своей жизни, чьи словесные проповеди нам неизвестны. К этой группе мы отнесем преимущественно «ранних» святых, живших до Патриархов, а также самих Патриархов.

Итак, во-первых, «проповедником правды» назван Ной. Он строил ковчег по велению Бога, и это строительство было свидетельством Божьего гнева и грядущего на всю землю суда. Окружающие люди, несомненно, воспринимали эту проповедь (хотя и не каялись), так как в Первом послании апостола Петра (3:20) Петр называет окружавших Ноя людей «непокорными», то есть, если верно наше понимание этого текста, современники Ноя противились передаваемому через него откровению о необходимости покаяния и изменения жизней. Строительство Ноем ковчега было также свидетельством его веры и личных взаимоотношений с Богом, так как ожидаемый им потоп был предсказан для него Богом, но в эпоху Ноя людям не были знакомы даже привычные нам дожди. Библия правдиво рассказывает нам также и о позоре Ноя (Быт 9:21), когда он попробовал напиток из перебродившего винограда и опьянел.

Иов. До нас дошло множество речей Иова, но мы назовем его проповедником правды не за его речи. Он говорил о Боге своим друзьям, говорил более верно, чем говорили друзья, но его речи мы не назовем проповедями. Проповедью была его жизнь, не безупречная, если внимательно исследовать книгу Иова, но посвященная, получившая конечное одобрение от Бога, жизнь, в которой совершилась победа Бога над дьяволом.

Авраам назван Божьим пророком в Быт 20:7. Авраам – это человек, жизнь которого стала свидетельством Божьего присутствия как для современников, так и для потомков, и хотя жизнь его не была совершенной, он является героем веры (Евр 11:8-19), и его потомками предпочитают называть себя иудеи, христиане (Ин 8:39, Гал 3:7) и мусульмане. Почему же мы называем его именно проповедником правды, а не просто благочестивым человеком?  Он осознал, во что верует, и сумел передать веру своим потомкам.

Окружающие люди воспринимали его как человека, с которым присутствует Бог (Быт 21:22, 23:6).

Иосиф, внук Авраама, пожалуй, единственный библейский герой, кроме Христа, о котором известно так много хорошего, и практически ничего дурного. Его жизнь и страдания во многом отобразили страдания Христа, а его влияние как на развитие своего народа, так и на Египет – огромно.

А вот Екклесиаст – человек, чье имя обозначает «проповедник» проповедником (если исходить только из его книги) был вряд ли. Не ставя под сомнение полезность и богодухновенность книги Екклесиаста, мы все же отметим, что эта книга не несет в себе основных черт проповеди, о которых мы будем говорить позже. Книга Екклесиаста – это скорее книга-размышление, она не воодушевляет, не обличает, а скорее – озадачивает, и именно в этом заключается ее благотворное действие. Поэтому, мы готовы назвать «проповедника» (Екклесиаста) философом, ученым, мудрецом, но все-таки не проповедником. К тому-же, описание жизни Екклесиаста (в этой книге) не несет свидетельства о нем, как о «проповеднике правды».

Этот краткий обзор показывает, что проповедническое служение – прежде всего свидетельство о Господе своей жизнью и уж потом словами. Если речь является важным орудием проповеднического служения, то вся жизнь проповедника – важнее.

Кайдалов Е. В.

«Роль проповедника в современной церкви».

Газета Протестант.ру   


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*