Привязанность ребенок-родитель: что это такое.

детиМайкл Лэм, профессор психологии в области социальных наук, Кембриджский университет, Великобритания

Привязанность — это эмоциональные связи, которые младенец развивает со своими родителями и/или людьми, выполняющими функции родителей. Вне сомнения, самую большую роль в первоначальной разработке теории привязанности сыграл Джон Боулби.

В целом ряде влиятельных книг и статей, основанных на его собственных исследованиях и клинической практике, Дж. Боулби заложил основы теории привязанности, которая стала источником вдохновения для множества продуктивных исследований. Он начал с предположения, что в среде, где происходило становление человека как биологического вида, выживание младенцев зависело от их способности поддерживать близость к взрослым, мотивированным защищать, кормить, успокаивать их — заботиться о них. Однако, в отличие от детенышей большинства приматов, человеческие младенцы не способны подползать поближе к взрослым или цепляться за них, когда те находятся рядом.

Вместо этого младенцы должны полагаться на сигналы, чтобы привлечь взрослого — чтобы он подошел к ним или оставался с ними рядом. Полезность этих сигналов зависит, конечно, от того, насколько эффективно им удается заставить взрослых реагировать на них. Действительно, взрослые, по-видимому, запрограммированы на то, чтобы подходить, успокаивать и брать на руки плачущих младенцев, а также продолжать взаимодействовать с находящимися рядом младенцами, которые им улыбаются. С течением времени, как предположил Дж. Боулби, младенцы начинают фокусировать свои сигналы, способствующие близости, на тех, кто наиболее регулярно отвечает на них, и с кем они более всего знакомы. Именно с этими людьми — обычно это родители — и устанавливаются отношения привязанности.

Теория Дж. Боулби дает ясное объяснение, почему отношения привязанности чрезвычайно важны для последующего социально-эмоционального развития детей. Дальнейшие исследования, опиравшиеся на эти идеи, предоставили серьезные аргументы в поддержку тех базовых процессов, которые описал Дж. Боулби, и раскрыли детали того, как именно формируются отношения привязанности, а также как они влияют на развитие ребенка и впоследствии на его взросление.

Огромную важность имеет понятие «надежности привязанности», предполагающее, что ребенок, который обладает надежной (безопасной) привязанностью, чувствует, что он может положиться на родителя или родителей как источник заботы и безопасности, когда он расстроен или испытывает стресс.

Надежность привязанности

Согласно теории привязанности, маленькие дети, сформировавшие позитивную привязанность к одному или обоим родителям, могут использовать их как безопасную базу, из которой они «исследуют» окружающую среду.

Стресс, вызываемый такими событиями, как встреча с незнакомыми людьми или незнакомая обстановка, приводит к тому, что ребенок прекращает «исследование» и, по крайней мере, временно держится поближе к родителям. Если контакт с родителем нарушается, например, если родитель и ребенок оказываются ненадолго разлучены, то ребенок попытается вернуть родителя плачем или поисками, и это ведет к тому, что ребенок меньше исследует свою среду. По возвращении родителя маленькие дети, имеющие надежную привязанность, постараются вновь вступить во взаимодействие, а если будут испытывать стресс, вероятно, попросят, чтобы их приласкали и успокоили. По сути дела, в «незнакомой ситуации» так ведут себя примерно 65% младенцев, как показывают исследования в разных странах при стандартизованном измерении надежности привязанности, хотя этот процент существенно варьируется как внутри стран, так и между странами (van Izendoorn and Kroonenberg, 1988).

Напротив, некоторые младенцы, по-видимому, неспособны или не хотят использовать своих родителей в качестве безопасной базы для исследования среды, и такие младенцы определяются как не имеющие надежной привязанности. Такие младенцы обычно испытывают стресс, если они отделены от родителей, но они ведут себя амбивалентно при воссоединении с ними: они хотят контакта и взаимодействия, но при этом сердито отвергают его, когда он им предлагается. Дети, у которых наблюдается такая модель поведения в незнакомой ситуации, обычно определяются как тревожно-амбивалентные, т.е. с ненадежной привязанностью и сопротивляющиеся ей2. Обычно такие дети составляют приблизительно 15% младенцев (van Izendoorn and Kroonenberg, 1988).

Других маленьких детей, не имеющих надежной привязанности, по-видимому, мало беспокоит отсутствие родителей. Вместо того чтобы приветствовать родителей при воссоединении с ними, такие дети активно избегают взаимодействия и игнорируют попытки родителей вступить в контакт. Считается, что такие младенцы проявляют ненадежную привязанность и избегают ее3; они обычно составляют приблизительно 20% детей (van Izendoorn and Kroonenberg, 1988).

В работе (Main and Solomon, 1990) было дано описание четвертой группы маленьких детей, чье поведение определяется как «дезориентированное» и/или «дезорганизованное». У этих детей одновременно наблюдались противоречивые модели поведения, а также незавершенные и ненаправленные движения. По-видимому, эти маленькие дети были в замешательстве или боялись приближения своих родителей.

Этот термин также переводят на русский язык как «безопасная» или «защищенная» привязанность. Иногда этот термин переводят на русский язык как «небезопасная привязанность амбивалентно сопротивляющегося типа». Часто переводят как «небезопасная привязанность избегающего типа».

Младенцы, у которых сформировалась позитивная привязанность к одному или обоим родителям, могут затем использовать их как «безопасную базу», откуда они могут исследовать окружающую их среду.

Отношения привязанности у детей ученые описывают как «надежные», «ненадежные» или «дезорганизованные». Ребенок с надежной привязанностью уверен, что человек, к которому он привязан, в момент стресса успокоит его и обеспечит ему необходимую помощь.

Дети с ненадежной или дезорганизованной привязанностью не обладают устойчивыми ожиданиями, что человек, к которому они привязаны («фигура привязанности»), сможет помочь им справиться с эмоциональным стрессом.

Матери, отцы и дети.

Научные исследования показывают, что качество супружеских отношений устойчиво связано с взаимоотношениями родитель-ребенок и дальнейшими результатами развития ребенка.

Обычно в семьях, где имеются оба родителя, младенцы формируют привязанность к каждому из родителей. Например, было обнаружено (Fagot and Kavanagh, 1993), что и матери, и отцы сообщают, что их взаимодействия с младенцами, у которых отсутствует надежная привязанность, менее приятны. Согласно данным этого исследования, и матери, и отцы обычно меньше вступают во взаимодействия с мальчиками, которые не имеют надежной привязанности; это фактор, который, возможно, помогает объяснить, почему вероятность возникновения проблемного поведения больше у мальчиков. Когда мы начинаем учитывать влияние как матерей, так и отцов, то сложность причин и следствий существенно возрастает, поскольку установлено, что качество супружеских отношений устойчиво связано с взаимоотношениями родитель-ребенок и дальнейшими результатами ребенка (Gable et al, 1994).

В одном исследовании было обнаружено, что младенцы, у которых на протяжении первого года наблюдалось больше негативной эмоциональности, обычно становились более позитивными, когда у них были активные и чуткие матери в счастливом браке; тогда как некоторые младенцы становились более негативными, когда их отцы были недовольны своим браком, не проявляли чуткости и не участвовали в жизни своих детей (Belsky et al., 1991). В другом исследовании (Easterbrooks and Goldberg, 1984), где изучались дети в возрасте 20 месяцев, было обнаружено, что адаптации детей способствует степень участия отцов, а также качество или чуткость поведения отцов.

Множественные привязанности

Большинство младенцев устанавливают иерархию среди людей, с которыми у них складываются отношения привязанности

Младенцы формируют привязанность с теми людьми, которые у них ассоциируются с последовательной, предсказуемой и надлежащей реакцией на их сигналы. Большинство младенцев в семьях, где имеются оба родителя, развивают привязанность к обоим родителям примерно в одно и то же время (6-8 месяцев), хотя большинство матерей гораздо больше заботятся о младенцах и взаимодействуют с ними, нежели отцы (Lamb, 2002). Эти различия в уровнях участия, тем не менее, имеют значение. Большинство детей устанавливают иерархию среди людей, с которыми у них складываются отношения привязанности («фигурами привязанности»): те лица, с которыми маленькие дети более всего взаимодействуют (обычно это матери), занимают более высокий ранг в этой иерархии, нежели лица с вторичной привязанностью, в том числе отцы. Эти предпочтения наиболее очевидны, когда дети испытывают стресс, им хочется спать, или они больны, — тогда они могут выбирать, кого из лиц, с которыми у них имеются отношения привязанности, им нужно искать.

Исследования убедительно показывают, что на качество взаимодействий и взаимоотношений младенцев со всеми членами семьи влияет качество взаимоотношений этих лиц между собой (Parke et al., 1979; Cummings et al., 2004). Ученые лишь недавно начали понимать важность социальных взаимодействий и опыта общения младенцев с кругом других людей (помимо родителей). Отчасти это объясняется тем, что большинство исследователей, изучавших эти вопросы, жили в Европе или Северной Америке, и соответственно, они знали и изучали общества, характерным отличием которых является то, что нуклеарная семья живет относительно изолировано. Это очень отличается от жизненных условий, в которых проживало большинство людей исторически или от того, как они живут и теперь в других культурах.

Даже в «среде эволюционной адаптированности», о которой писал Дж. Боулби, формулируя теорию привязанности, младенцы и матери живут в окружении других людей и включены в сложные социальные группы (в основном это родственники), которые играют важнейшую роль в осуществлении заботы, защиты, социализации, обучения и кормления младенцев и детей (Hrdy, 2001).

В фокусе внимания — раннее детство, Отношения привязанности, Качество заботы о детях младшего возраста.

Мартин Вудхед, Джон Оутс, редакторы серии, Милтон Кинс, Великобритания, Впервые опубликовано на русском языке в 2012 г.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*