Толкование Библии: герменевтика и разъяснительная проповедь.

библияДжеймс Е. Росскап

Автора разъяснительной проповеди можно сравнить с исследователем, детективом, историком, охотником и золотоискателем.

Анализируя текст перед проповедью и сталкиваясь с массой вариантов, он должен сделать все возможное. Он должен использовать здравые принципы герменевтики, такие как изучение соответствующего контекста, рассмотрение значения грамматических оборотов, исследование всех значений используемых в тексте слов, различение буквального и переносного смысла, предположение возможности постепенного откровения, опыт исследования предыдущих отрывков и мудрое владение информацией об обычаях библейских времен. Применение этих и других важных принципов даст автору проповеди уверенность, что он правильно излагает истины Слова Божьего.

В определенном смысле автор разъяснительной проповеди подобен исследователю, детективу, историку, охотнику, золотоискателю. Он ищет послание Бога, как Колумб, бороздящий просторы Писания, чтобы принести людям весть о лучшем мире. Он, как Шерлок Холмс, ищет разгадки истины, справедливости и милосердия Божьего. Он похож на Кэттона, который в своей знаменитой трилогии о Гражданской войне, проник в суть истории и показал события в их истинном свете. Можно его сравнить и с Томом Тобином, знаменитым следопытом из Колорадо, который находил ответы на такие вопросы, на которые не ответило бы большинство людей. Автор разъяснительной проповеди — первопроходец, открывающий тропы, по которым большинству людей идти необходимо — но им это не удается. Ради других он становится старателем, добывающим золото в потоках живой воды, Слове.

Это исследование посвящено тому, как должны авторы разъяснительных проповедей выполнять свои обязанности проповедовать Слово. Чтобы сделать все возможное — все, что они могут сделать с помощью Бога, — как духовные исследователи, сыщики, историки, следопыты и золотоискатели, они должны обратить внимание на проверенные временем методы библейского толкования, чтобы убедиться, что послание, которое они проповедуют, — Слово Божье, а не что-нибудь другое.

Прежде всего, надо иметь в виду связь между использованием герменевтики (правил толкования), экзегетикой и разъяснением. Мак-Артур выделяет следующие шаги.

  1. Используйте максимально близкий к оригиналу текст Слова Божьего.
  2. Применяйте принципы герменевтики.
  3. Соблюдайте эти принципы при разъяснении отрывка (проведении экзегетического исследования текста), как соблюдают определенные правила при игре. Экзегетика является применением принципов герменевтики для определения значения текста в его историческом, богословском и культурном контексте. Значение, полученное таким образом, должно соответствовать другим частям Писания, связанным с данным отрывком.
  4. Составьте разъяснительную проповедь исходя из вышесказанного. Изложите истинное изначально вложенное значение и примените его к насущным нуждам современных слушателей в условиях их собственной культуры.

Это исторически признанный способ толкования и провозглашения Слова Божьего.

Мак-Артур-младший, Джон.

 Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Газета Протестант.ру   

Добавить комментарий